Представитель самого крупного ингушского тейпа Ортсхой Салман Опиев раскритиковал решение Конституционного суда Ингушетии по договору о новой административной границе с Чеченской республикой.
«Я не знаю, на основании чего Конституционный суд Ингушетии принял такое решение», — заявил Опиев в интервью газете «Взгляд». По его словам, большинство представителей тейпа Ортсхой, чьи родовые башни находятся на территории Чечни, поддерживают соглашение о границе. «Лично для меня было безразлично, относятся эти земли к той или другой стороне. Все равно это место — наше родовое гнездо», — рассказал Опиев, подчеркнув, что в советские времена у представителей народов вообще не возникало вопросов по поводу принадлежности земли, которую участники митингов протеста в Магасе считают частью Сунженского района.
Представитель тейпа Ортсхой также не понимает позиции тех, кто выступил против соглашения. По его словам, в результате межевания Ингушетия получила больше земли, чем уступила. Что касается недовольных соглашением, то Опиев предположил, что они «не хотят знать правду» и главное для них — возможность критиковать главу Ингушетии Юнус-Бека Евкурова. По мнению Опиева, основная проблема возникла из-за непонимания ситуации молодежью, которая считает, что Ингушетия якобы проиграла от пограничного соглашения с Чечней.
Накануне Конституционный суд Ингушетии признал закон об утверждении границы не соответствующим Конституции республики, поскольку этот вердикт суд вынес без учета мнения самого многочисленного тейпа Ортсхой, который как раз и поддерживает соглашение. Юнус-Бек Евкуров уже пообещал обратиться в Конституционный суд РФ в связи с данным решением.
Депутаты Народного собрания Ингушетии 4 октября ратифицировали документ, в котором устанавливаются границы с Чечней. До этого главы республик подписали соглашение об обмене.
Договор об изменении административных границ между Ингушетией и Чечней вызвал негодование среди части ингушского населения. Местные активисты, объявившие «бессрочный протест», назвали соглашение незаконным и требуют проведения референдума для признания утвержденных границ. В ингушском и федеральном законодательствах нет положений, регулирующих процесс установления границ между субъектами РФ. Тем не менее, в соответствии с Конституций республики, создание административно-территориальных образований и изменение границ между ними решается с учетом мнения населения. Однако, согласно этой норме, изменение границ распространяется только на внутренние пределы между населенными пунктами.
По мнению протестующих в Магасе, обмен, который прошел между республиками, был неравноценным и затронет жителей ингушских поселков. Организаторы митингов заявляют, что на переданных Чечне землях находится много исторических и культурных памятников, а также законсервированное нефтяное месторождение. В принятом же соглашении речь шла только о переделе нежилых территорий в горно-лесистой местности. Стороны договорились произвести справедливый и равнозначный территориальный обмен. Передавались друг другу территории площадью 1890 га. При этом раздел никак не затрагивает населенные пункты двух республик. Кадыров и Евкуров, помимо прочего, договорились устранить препятствия на свободный проезд между регионами.
Согласно положениям договора, Ингушетии отходят 7190 га территории федерального Бамутского заповедника, которые войдут в состав Сунженского заповедника. Что касается нефтяного месторождения, которым озаботились уличные демонстранты, то по итогам предлагаемого раздела на территории республики окажется 16 из 19 скважин. Еще в 1934 году все эти скважины были затампонированы, так как добыча высокосернистой нефти, характерной для этого региона, оказалась нерентабельной.