Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров выразил надежду, что отношения России и Евросоюза вернутся к нормальному состоянию, тем более что перед ними стоят общие задачи. Такое мнение дипломат высказал в ходе интервью.
«Надеемся, что здравый смысл в итоге возьмет верх и российско-есовские отношения вернутся к нормальному состоянию, будут отличаться уважением и учетом интересов друг друга. Тем более что, по большому счету, задачи и перед Россией, и перед ЕС стоят действительно общие — от обеспечения устойчивого экономического роста до эффективного купирования многочисленных вызовов безопасности. Убежден: решить их можно лишь путем сопряжения потенциалов», — заявил глава внешнеполитического ведомства.
Отношения Москвы и Брюсселя переживают не лучшие времена, при этом в руководстве ЕС увязывают перспективы их нормализации с реализацией минского «Комплекса мер» по Донбассу. По словам Лаврова, такой «искусственный предлог вызывает недоумение».
«Общеизвестно, что выполнение данного международного документа, утвержденного, кстати, резолюцией 2202 СБ ООН, энергично саботируется Киевом», — отметил Лавров. Что касается санкций, то «первый шаг по их отмене должен сделать тот, кто инициировал раскручивание санкционной спирали» — то есть Евросоюз, считает Лавров. «Таким образом, "мяч" на стороне поля есовских коллег», — добавил он.
В МИД РФ сожалеют, что благополучие общеевропейского дома зависит от группы русофобов, управляемых из США, сообщил глава внешнеполитического ведомства. Так, Лавров напомнил, что «не прекращается антироссийская пропагандистская кампания, попытки демонизировать Россию, представить нашу страну в качестве основной угрозы безопасности Европы».
«Исправно продлеваются односторонние санкционные меры, в результате которых европейский бизнес продолжает нести многомиллиардные убытки», — заявил глава МИД РФ.
Вместе с тем есть и положительные моменты, отметил дипломат.
«Наблюдается некоторое оживление и политического диалога. Продолжается взаимодействие по ряду отраслевых вопросов. Продвигаются контакты в научно-технологической и культурной сферах. Все это подтверждает, что объективных причин для дальнейшей деградации отношений нет. Россия и ЕС — близкие соседи. Нас многое объединяет в экономическом, историческом, культурно-цивилизационном плане», — пояснил министр.
Руководитель МИД РФ также считает, что и возможности вернуть диалог России и НАТО в конструктивное русло далеко не исчерпаны.
«Для этого партнерам следует неукоснительно выполнять взятые на себя в ходе саммитов ОБСЕ и Россия-НАТО обязательства по неукреплению своей безопасности за счет других», — сказал Сергей Лавров. По его мнению, отношения между Россией и Североатлантическим альянсом вошли в фазу затяжного кризиса.
«В НАТО оказались неготовыми к совместной работе по формированию в Евроатлантике архитектуры равной и неделимой безопасности. Вместо этого был взят курс на сдерживание нашей страны, на передвижение разделительных линий на восток. Непрекращающееся расширение альянса, наращивание его потенциала вблизи российских границ, развертывание ПРО США — все это привело к серьезному кризису доверия, эскалации военно-политической напряженности в Евроатлантике», — заявил Лавров.
Страны Запада в значительной степени утратили культуру дипломатии, для восстановления доверия им нужно отказаться от давления и шантажа в международных отношениях, считает глава МИД РФ.
«Следует опираться на общепризнанные нормы международного права, а не на некий собственный порядок, основанный на правилах, которые западные партнеры меняют каждый раз в зависимости от политической конъюнктуры. На повестке дня — восстановление культуры дипломатии, которую, складывается впечатление, в Вашингтоне, ряде других западных столиц основательно подрастеряли», — подчеркнул Лавров.
«Чтобы восстановить доверие в мировых делах, необходимо отказаться от порочных методов давления и шантажа, начать выстраивать межгосударственное общение на зафиксированных в Уставе ООН фундаментальных принципах, таких как суверенное равенство государств, невмешательство в их внутренние дела, мирное урегулирование споров, неприменение силы или угрозы силой», — отметил российский министр.