19 июня 2019 - 11:51

Международный терроризм пытается получить доступ к ядерному и биологическому оружию, а также токсичным химикатам для их использования в своих атаках. Об этом на международной встрече высоких представителей, курирующих вопросы безопасности, сообщил заместитель секретаря Совбеза РФ Юрий Коков.

«В связи с возросшими масштабами использования современных высокотехнологичных технических средств дополнительные риски возникают в стремлении террористов к их быстрому освоению и использованию при совершении преступлений», — отметил он. 

В качестве примера Коков привел атаки на российские военные объекты в Сирии, совершенные с помощью беспилотников. «В целях пресечения подобных действий в марте этого года российскими ВКС в сирийской провинции Идлиб был уничтожен склад группировки "Хайат Тахрир аш-Шам" (организация запрещена в РФ), на котором хранились готовые к применению боевые ударные беспилотники», — рассказал замсекретаря Совета безопасности РФ.

Для проникновения на охраняемые объекты террористы стали активнее использовать группы смертников, состоящие из членов одной семьи с несовершеннолетними детьми, указал в своем докладе Коков. По его словам, одной из новых форм террористической деятельности стали попытки нападения на объекты береговой инфраструктуры с применением пловцов-диверсантов, прошедших подготовку и обладающих навыками минирования акваторий морских портов и захвата гражданских судов, прежде всего танкеров и газовозов.

Угроза появления квазигосударства террористов в Сирии и Ираке нейтрализована, а сами боевики разгромлены, подчеркнул Коков. Этого удалось добиться «в результате контртеррористических операций Российской Федерации, ее союзников и партнеров на Ближнем Востоке, а также действий сил коалиции во главе с США», отмечают в Совбезе РФ.

В прошлом году, в сравнении с 2017 годом, количество террористических атак в мире уменьшилось более чем на треть, а число жертв — на четверть. Коков также привел экспертные оценки, согласно которым наблюдается снижение числа терактов, совершенных наиболее опасной группировкой «Исламское государство» (запрещена в РФ). Однако говорить о победе над терроризмом явно преждевременно, считает замсекретаря Совбеза РФ.

«В настоящее время в мире действуют сотни террористических группировок. К числу наиболее активных из них относятся ИГИЛ, "Аш Шабаб аль-Муджахедин", "Боко Харам" и "Аль-Каида" (запрещены в РФ)», — заявил Коков. По его словам, ежегодно жертвами этих группировок становятся две трети из общего числа погибших от терроризма людей. Замсекретаря Совбеза РФ привел данные экспертов о том, что в этом году в результате 900 крупных терактов погибло около 4,5 тыс. человек, более 5 тыс. человек получили ранения. Он также отметил, что террористы пытаются расширить географию проведения своих атак. 

Коков сообщил, что организаторами терактов на Шри-Ланке стали боевики, воевавшие на стороне группировки ИГ в Сирии и Ираке.

«По оценкам специалистов, эти атаки были подготовлены местными сторонниками идеологии глобального джихада, опиравшимися на зарубежные структуры ИГИЛ. Практическую организацию взрывов обеспечили вернувшиеся на Шри-Ланку после участия в боевых действиях на стороне ИГИЛ в Сирии и Ираке члены местной радикальной группировки», — сказал представитель Совбеза РФ. 

«Террористы действовали безжалостно, с исключительным цинизмом», — добавил Коков.

По его словам, в настоящее время основными центрами террористической активности остаются Ближний Восток, Африка, Южная и Юго-Восточная Азия. «Если раньше игиловцы призывали сторонников переезжать в Ирак и Сирию, то теперь предлагают им оставаться для продолжения джихада в странах пребывания», — отметил замсекретаря Совбеза РФ. 

Террористические угрозы актуальны и для государств Евросоюза. Недавние атаки в Голландии, Норвегии, Испании и Франции подтвердили «серьезность сделанных ранее главарями международных террористических организаций заявлений о своей нацеленности на совершение терактов в Европе», считают в Совбезе РФ.

По мнению Кокова, перенос вектора террористической активности на страны Запада провоцирует ответную реакцию со стороны ультраправых радикалов. В связи с этим нельзя сбрасывать со счетов и угрозы, исходящие от экстремистов различных мастей, а также следует наладить сбор, обмен и анализ данных о таких людях, заключил заместитель секретаря Совбеза.