Прошедший в субботу митинг-концерт на проспекте Сахарова, возможно, оставил у его организаторов двойственное впечатление. С одной стороны, в согласованной акции приняло участие около 20 тысяч человек. Это, безусловно, рекорд для внесистемных оппозиционеров, которым за последние годы в многомиллионной Москве удается мобилизовать не более двух тысяч. С другой стороны, подавляющее большинство участников митинга, не являясь сторонниками «независимых кандидатов», просто пришли посмотреть на выступления знаменитостей. Некоторые из последних так и не появились на сцене. А ведь тот же блогер Юрий Дудь и рэпер Oxxxymiron довольно активно агитировали своих поклонников выйти на улицу. К слову, именно призывы всякого рода звезд российского YouTube и обеспечили численность акции и интерес к ней. Пришедшие в субботу на Сахарова собрались послушать музыку, пофотографироваться и праздно провести время. Многие даже были не в курсе, что темой митинга заявлены выборы в Мосгордуму.
Самым же неприятным для оппозиционеров, пожалуй, стало то, как их акцию воспринимали и освещали западные журналисты. Аккредитованные на протестный митинг сотрудники иностранных СМИ ожидали, вероятно, стихийного гражданского антиправительственного выступления. А на деле же увидели субботний уличный концерт, слегка задрапированный дежурными оппозиционными лозунгами.
По словам канадской журналистки Евы Бартлетт, на Сахарова она встретила «самых апатичных протестующих» за всю свою карьеру.
«Я была на многих акциях протеста: в Вашингтоне (2006 год, против израильских бомбардировок Ливана и Газы), в Бильине (не менее 10 раз, 2007 год), в Газе (слишком много раз, чтобы сосчитать), в Торонто (протесты в день Аль-Кудс), в Венесуэле (где была довольно низкая явка сторонников оппозиции)», — вспоминает она. «Протест в Москве собрал много людей (20 000 по данным МВД России, 50 000 по информации антиправительственных СМИ), но это были самые АПАТИЧНЫЕ протестующие, с которыми я когда-либо сталкивалась. Недолгие скандирования, потом тишина… Тишина, и они опять стоят спокойно… ждут команды? Они выглядели так, как будто душой и сердцем они не здесь», — делится своими наблюдениями журналистка из Канады.
«Когда начали выступать музыканты, то протестующие, у которых, по идее, столько важных идей в головах, так увлеклись концертом, что, казалось, почти забыли, зачем они пришли», — пишет Ева Бартлетт на своей странице в Facebook. «Многие молодые люди, пришедшие на проспект Сахарова для участия в протестах, даже не знают ни имен своих "лидеров", ни их политической повестки. Ничего. Они требуют "честных выборов" в Московскую городскую думу, но даже не знают имен своих кандидатов. Их просто одурачили», — цитирует журналистка уже пользователей Twitter.
Ева Бартлетт также прокомментировала действия московских полицейских, сравнив их работу с правоохранителями в Европе, США и на Ближнем Востоке. В ходе общения с одним из демонстрантов она выяснила, что отдельные активисты сознательно провоцируют полицейских. «Во время задержаний участников несанкционированных протестов некоторые задержанные улыбались и смеялись. Я спросила у одного из участников, почему так происходит. "Все понимают, что полиция не сделает ничего экстремального, если они сами не будут вести себя экстремально". Этот же человек объяснил: "Некоторым платят за протесты и провокации. Когда я был студентом в 2001 году, нам платили по 15-20 долларов за 2-3-часовой пикет у здания Госдумы — надо было просто стоять с плакатом, который тебе дадут".», — рассказала журналистка.
«Что касается полицейской жестокости, у нас есть бесчисленное количество примеров от Франции, Канады и США до любимой Газы. В Газе во время десятков протестов, где я была лично с 2009 по 2013 год, снайперы израильского спецназа не утруждали себя патронами со слезоточивым газом, они начинали сразу с боевых и целились не только в ноги, а спокойно убивали безоружных палестинцев», — заключила Бартлетт.
Западные корреспонденты ждали искреннего и осознанного митинга москвичей, отстаивающих свои избирательные права. В итоге же сотрудники иностранных СМИ увидели толпу статистов, многие из которых про голосование в столичный парламент ничего толком и не знали.