Михаил Ходорковский, скрывающийся в Лондоне от российского правосудия, пытается вписаться в московскую предвыборную повестку. Экс-владелец ЮКОСа опубликовал целый манифест, посвященный предстоящему голосованию в Мосгордуму.
В своей пространной статье беглый олигарх пишет про нравственность и моральную правоту, которую «мы должны сохранить». Кто такие эти «мы» , он не уточняет. Может быть, «мы» — это сам Ходорковский и его партнер Леонид Невзлин, заочно приговоренный в РФ к пожизненному сроку заключения за организацию заказных убийств? Причастность Михаила Борисовича к этим преступлениям, кстати, тоже доказана в суде. И это оставляя за скобками финансовые махинации, миллиардные хищения, отмывание денег и неуплату налогов. Так вот, сейчас этот персонаж криминальных хроник опять пишет про мораль и нравственность.
«Выборы 8 сентября в Москве — это больше не выборы. И к ним нельзя подходить с позиций политических технологий. Это нравственный, моральный выбор. Главное деление, главный водораздел — отношение к репрессиям и к породившей их ситуации», — пишет разыскиваемый олигарх. «Сможем ли мы сохранить наше главное преимущество перед путинским режимом — моральную правоту», — задается вопросом Ходорковский. «Морализатор», видимо, забыл, что из тюрьмы в 2013 году он вышел только потому что его помиловал президент России.
Следом забывчивый олигарх расписывает «нашу тактику», которую он, очевидно, разработал за чашечкой английского Earl Grey. Суть этой тактики сводится к мелкому пакостничеству — порче бюллетеней. Так он хочет создать «большую проблему на избирательных участках». На этом дерзкий план Ходорковского не заканчивается. Экс-владелец ЮКОСа призывает тех, «кому хватит отваги», выходить на улицы Москвы в единый день голосования.
Объясняя свой план, Ходорковский между делом прошелся по инициативам навальнистов, которые требуют от своих сторонников сдавать личные данные в преддверии несогласованных акций. Олигарх попросил столичных избирателей не «записываться в списки, которые могут помочь ФСБ». Проще говоря, он забраковал проект ФБК «Умное голосование». К слову, это было единственной здравой мыслью в пространном манифесте лондонского сидельца.