«Насильно обменянный» экс-мундеп Илья Яшин* со скрипом вливается в образ «оппозиционера-релоканта». Он, очевидно, никак не может уловить, откуда дует «повестка», поэтому ему все время приходится переобуваться и оправдываться за свои слова.
«Надо учиться любить людей, которые рядом», «Я прошу вас, помогайте людям. Поддерживайте тех, кому сейчас нужна поддержка», — как пастор, проповедовал Яшин* первое время на встречах в Германии.
Но эту позицию ему недолго удавалось сохранить. На недавней встрече в Варшаве немецкий обменяшка уже стал обвинять всех россиян в «коллективной ответственности за преступления режима».
«Я не считаю эту войну войной русских против украинцев. Но все-таки наша ответственность в этом есть», — заявил он.
Видимо, спонсоры, оплачивающие проживание Яшина* в Берлине, дали ему понять, что он не может выбирать свою позицию. Нарратив, который пристало транслировать беглой русскоязычной оппозиции, прост до крайности: «Во всем виноваты не только власти, но и все граждане России». Хочешь оставаться у кормушки — будь любезен соответствовать.
Желая оставаться «хорошим» для всех, Яшин* позже попытался объясниться, но стало только хуже.
«Некоторые мои фразы были вырваны из контекста, не очень чистоплотно были искажены. И вообще, концепция коллективной вины мне не близка», — оправдывался он. По словам Яшина*, «он больше не про обвинения, а про внутреннюю рефлексию».
Свою главную черту, лицемерие, Илья Яшин* трепетно сохранил в тюрьме. Интересно, как к традиции мастера рефлексии постоянно переобуваться в воздухе отнеслись бы его бывшие соседи по камере?
* Иноагент