24 июля 2015 - 12:29

 Институт «Открытое общество» (Фонд Сороса) еще в 2004 году перестал официально выдавать гранты российским организациям, однако созданные при его содействии Сороса структуры активно работают до сих пор. Как пишет газета «Известия», к таким проектам относятся Московская высшая школа социальных и экономических наук, Фонд культуры и искусства, институт «ПРО АРТЕ», некоммерческий фонд поддержки книгоиздания, образования и новых информационных технологий «Пушкинская библиотека». Как выяснило издание, многие региональные библиотеки также находятся под патронатом Фонда Сороса. По данным журналистов, американский институт создал сеть подконтрольных или аффилированных организаций по всей России, которые до сих пор работают. Они находятся в Смоленской, Московской, Самарской, Кемеровской и других областях.

 «Известия» выяснили, что в региональные библиотеки через НФ «Пушкинская библиотека» Фонд поставлял книги зарубежных авторов, чьи труды интерпретировали мировую историю с выгодной для Запада позиции. Например, в библиотеки Смоленской области привозили книги под редакцией Джона Кигана о Второй мировой войне. Работы этого автора при жизни критиковались его современниками, военными историками Кристофером Бэсфордом и Майклом Говардом. Оба говорили, что он в своих работах «глубоко ошибался». Американский политолог Ричард Беттс погалаг, что говорил, что Киган был «наивен в политике». 

 До недавнего времени поступали на полки российских библиотек и книги ученика Кигана — британского историка Энтони Бивора. Его работы также вызывают ряд нареканий со стороны коллег, в том числе и российских. В книге Бивора «Падение Берлина. 1945» Советская армия характеризовалась как «армия насильников». Немецкий историк Йохен Хелльбек отмечает, что «Сталинград» Бивора написан с откровенно пронемецких позиций и «пропитан пропагандистскими стереотипами, сформированными еще во времена Третьего рейха». Кроме того, автор тиражирует слухи, которые противоречат историческим документам. Фонд Сороса стал расширять свое влияние в России еще с 1990-х годов, помогая грантами, книгами и лекциями российским библиотекам, вузам и музеям. Размеры грантов в начале 1990-х варьировались от $4 тыс. до $10 тыс.

 При поддержке института «Открытое общество» во многих регионах при университетах были открыты электронные читальные залы, центры устной истории, телекоммуникационные узлы, веб-лаборатории, классы доступа в интернет. Многие библиотеки начали печатать крупные партии книг для слепых и слабовидящих людей в рамках проектов при поддержке Фонда Сороса, а также для библиотек Санкт-Петербурга. Однако, утверждают «Известия», под эгидой благотворительности, просвещения и образования организация активно внедряла нужную идеологию, комплектуя библиотеки, в том числе школьные и вузовские, соответствующей литературой. В этом году Совет Федерации принял решение создать «патриотический стоп-лист», куда вошли 12 иностранных НКО. В их числе оказался и Фонд Сороса. Создание подобного списка поддержали все парламентские партии.

 По мнению лидера КПРФ Геннадия Зюганова, такой список необходимо было подготовить уже давно: «Это полное безобразие, когда по стране гуляют иностранные эмиссары, под всякими предлогами и видами передают деньги на подрыв национальной безопасности, на подкуп чиновников, которые, собственно говоря, выполняют заказ своих спецслужб и правительств, относящихся к нашей стране абсолютно недоброжелательно». А секретарь ЦК КПРФ Сергей Обухов считает, что первым номером в таком стоп-листе должны быть филиалы Фонда. Создать «патриотический стоп-лист» предложил глава комитета СФ по международным делам Константин Косачев в связи с тем, что иностранные неправительственные организации стали серьезно вмешиваться во внутрироссийскую политику. Он отметил,  что Запад не гнушается использовать любые средства.