23 декабря 2015 - 15:58

Национальное управление архивов и документации США рассекретило список целей для ударов по позициям СССР, Восточной Европы и Китая в случае начала вооруженного противостояния во время Холодной войны, об этом сообщает газета New York Times. 

В документе, состоящем из 800 страниц, указаны цели, по которым американские стратегические бомбардировщики должны были осуществить ядерные удары. Как отмечает газета, тогда межконтинентальные баллистические ракеты изобретены еще не были и ядерные заряды переносили исключительно воздушные судна. Список целей составили командиры стратегической авиации США в 1956 году. Уже через три года после этого американская авиация должна была быть готова нанести удары по указанным целям. 

Среди прочих, в документе указаны 170 объектов в Москве, около 140 в Ленинграде, а также 91 цель в восточной части Берлина, подконтрольной на тот момент советским войскам. Американских специалистов встревожило то, что одной из целей для ударов являлось «население». Каждой цели в документе соответствует порядковый номер, однако точные адреса и локации, по которым американцы собирались нанести удар, до сих пор засекречены. Среди подлежащих систематическому уничтожению выделяют производства, а также государственные объекты. В документе не уточняется, о каких именно объектах идет речь. Также сообщается о планах уничтожить оружие и другие военные запасы.

Виктор Баранец, военный обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник в отставке:

«Планы атомных бомбардировок Советского Союза у США существовали уже с 1945 года, и они были известны нашей разведке. Ранее уже был рассекречен целый ряд планов с такими устрашающими названиями, как «Жаркий день», «Испепеляющий жар» и т.д. Так вот, уже в 1945-м, еще до того, как были сброшены бомбы на Хиросиму и Нагасаки, у Америки существовал план сброса двадцати атомных бомб на территорию СССР. Но по мере того, как советские позиции в Восточной Европе укреплялись, по мере того, как американская разведка узнавала, что Союз тоже работает над атомным оружием, потому что оно появилось, так вот, в процессе этого американцы решили создать еще более масштабный план атомных ударов по своему основному противнику — по СССР. Было намечено гигантское количество целей в Москве, в Ленинграде, в Восточном Берлине. Почему множество точек находилось в Восточной Германии: потому что там стояла самая крупная группировка советских войск, которая к тому времени насчитывала, насколько я помню, более 400 тысяч человек, а также гигантское количество танков. Вот этого мощного танкового клина Штаты очень серьезно и боялись. Что касается Москвы и Ленинграда, то тут понятно, что это наши стратегические города, сердце страны. 

Но, в любом случае, масштабность американских планов была связана, прежде всего, с тем, что США знали: Советский Союз тоже стахановскими темпами разрабатывает свои ядерные силы. Их генералы понимали, пройдет еще немного лет, и СССР сможет составить серьезный атомный противовес. Ну, слава богу, что до ядерного маразма дело не дошло (ни США, ни СССР не стали применять ядерное оружие — прим.ред.). 

Еще один любопытный момент, что эти рассекреченные данные, которые мы сегодня обсуждаем, они за многие-многие годы до этого были известны нашей разведке. Я должен воздать ей должное. В Союзе знали о существовании этого плана, знали те цели, которые установил Пентагон для сбрасывания атомных бомб. 

И, что самое важное, планы ядерного применения и планы ответных атомных ударов стали разрабатываться с учетом понимания того, что замышляют американцы. 

Это секретное атомное противостояние сохранялось и сохраняется, как бы страшно это для кого-то ни звучало. Надо признать самое главное — планы боевого применения стратегических ядерных сил ни у США, ни у РФ, ни у других стран, входящих в ядерный клуб, никто не отменял. Хотя во время встречи Ельцина с Клинтоном российский президент публично дал команду снять полетное задание наших стратегических ядерных ракет, а Клинтон якобы согласился с таким решением. Это было в середине 90-х годов. Но на следующий год после этого громкого разговора я встречался в Брюсселе с тогдашним министром обороны Соединенных Штатов Уильямом Перри. И в кулуарах задал ему вопрос: “Господин министр, а что, действительно ваши ракеты больше не нацелены на Россию, а российские на вас?” На что он хитро улыбнулся и сказал: “Виктор, вам никто и никогда не скажет, куда нацелены русские ракеты, и мы никогда вам не скажем, на что нацелены американские ракеты”. 

Здесь надо констатировать самое главное: пока существуют ракеты, они не могут стоять на боевом дежурстве нацеленными в какое-то нулевое пространство. Это наше оружие, которое должно служить безопасности отечества, должно предотвращать любые опасности, в том числе с применением ядерного оружия с любой стороны».