30 марта 2016 - 12:07

Российский бизнесмен Виктор Бут, отбывающий в США 25-летний срок по обвинению в подготовке сговора с целью продажи вооружений террористической организации, рассказал в интервью «РИА Новости» о своей жизни в тюрьме.

Среди прочих вопросов, которые корреспондент агентства задал Буту, обсуждались условия содержания в американской тюрьме строгого режима, способы борьбы с депрессией, а также последние новости, касающиеся возможного обмена российского гражданина на Надежду Савченко, украинскую военнослужащую, отбывающую 22-летний срок в российской тюрьме.

В частности, говоря об условиях содержания в тюрьме Мэрион, Виктор Бут отметил, что с приходом весны отопление выключили, однако наступило похолодание до 5-10 градусов, в связи с чем в камерах стало прохладно.

«На прошлой неделе было тепло, до 20 градусов, а сейчас пошли дожди, температура 5-10 градусов тепла, иногда ниже. Отопление уже отключили в связи с приходом весны, так что несколько дней мы тут сильно мерзли — все же бетонное вокруг, в камере тоже, так что при падении температуры без отопления становится очень свежо», — сказал Бут, отвечая на соответствующий вопрос.

По словам россиянина, особых изменений ни в режиме, ни в жизни с момента последнего интервью (корреспондент «РИА Новости» общался с Бутом полтора года назад) не произошло. Разве что перекрасили некоторые стены, а в тюрьме, к слову, построенной в 1963 году, «еще не было ни одного капитального ремонта».

Говоря о питании, Бут отметил, что испытывает трудности ввиду того, что он вегетарианец, а тюремная столовая и магазин не могут предложить ему достойного выбора.

«Утром, в шесть часов, на завтрак — хлопья с молоком, которые я не ем. Обед в десять утра, потом ужин в 16:30, и все. Остальное, кому что надо, можно купить. Мне как вегетарианцу не могут предложить большой выбор продуктов питания ни в столовой, ни в тюремном магазине. И одуванчик сорвать и съесть тоже проблематично: у нас на всю тюрьму один малюсенький газончик у столовой, на единственном нашем участке “под открытым небом”. Там вокруг высокие сплошные стены, и видно, действительно, только небо сверху. Так вот, мимо этого газончика можно только проходить. Там нельзя стоять или сидеть, на него нельзя наступать, а тем более, что-то с него срывать», — рассказал российский гражданин.

Затрагивая тему возможного обмена российских граждан, незаконно удерживаемых в американских пенитенциарных учреждениях, бизнесмен отметил, что испытывает определенный недостаток информации, потому что в тюрьме можно смотреть только американские новостные каналы.

«В тюрьме доступны только телевизионные новости американской версии CNN. Там прошел сюжет о визите Керри, даже упомянули, что речь шла и о судьбе Савченко, но никакого продолжения эта тема не получила, и комментариев по ней тоже особо не было, так что ничего, кроме этого, я по этой теме не знаю. Это обычная картина здесь. Когда что-то складывается не совсем в пользу США, основные американские СМИ как-то “уходят под воду”, и никакой информации на такую тему, по крайней мере доступной здесь, в тюрьме, больше не бывает», — сказал россиянин.

Тем не менее, Виктор Бут держит себя в форме и старается духовно обогащаться. По его словам, многие люди в американских тюрьмах страдают от депрессий и неврозов, а власти с радостью раздают заключенным лекарственные препараты. Однако этому есть альтернатива — заниматься своим здоровьем самому.

«А вот что могу сказать — по данным конгресса США, наше содержание в особых условиях блока коммуникационного контроля обходится американскому бюджету в 981 тысячу долларов на одного заключенного в год, в то время как в тюрьмах общего режима эта цифра равна 34 тысячам долларов в год. Представляешь себе, какая разница! Мы тут говорим между собой, что за такие деньги они могли бы нас содержать получше и кормить, как в хорошем ресторане, вместо того, что нам тут дают… И никто пока в Америке не расследовал, почему так получается, почему на тюрьмы, подобные нашей, тратятся такие огромные средства и на что они реально идут <…>  Среда нейтральна, даже в тюрьме строгого режима в блоке коммуникационного контроля. Мы сами ее делаем жестко негативной своим восприятием, и она начинает на нас давить. А если воспринимать ее как нейтральную, можно найти ресурсы для поддержания себя в тонусе. Знаешь, есть такое выражение: ад и рай — это не география, это психология. А мой лозунг — из каждого ада сделаем рай», — резюмировал Бут.

В марте исполнилось восемь лет с момента ареста в Бангкоке в результате операции американских спецслужб российского бизнесмена Виктора Бута, отбывающего сейчас в США 25-летний срок по обвинению в подготовке сговора с целью продажи вооружений террористической организации. Российская сторона регулярно поднимает в разговорах с американскими партнерами вопросы о незаконности вывоза Виктора Бута в США из Таиланда, о несоразмерности вменяемого Буту преступления (намерения вступить в сговор) и срока наказания и о необходимости возвращения россиянина на родину. Тема Виктора Бута упоминалась и на переговорах министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри, которые состоялись в Москве на прошлой неделе.