Глава российского МИДа Сергей Лавров упрекнул США в том, что те до сих пор не выполнили обещание повлиять на сирийскую умеренную оппозицию для ее вывода из районов боевых действий. Соответствующее заявление министр сделал по итогам трехсторонней встречи с дипломатами из КНР и Индии. Кроме того, российский министр заявил, что секретных переговоров между РФ и США относительно дальнейшей судьбы Сирии нет.
«Никаких секретных переговоров между Россией и США не ведется. Есть нормальный режим рабочих консультаций между Россией и США в качестве сопредседателей Международной группы поддержки Сирии и сопредседателей двух созданных при этой группе целевых подгрупп. Одна подгруппа по перемирию и соблюдению его условий, вторая подгруппа — по решению вопросов, которые сейчас препятствуют доставке гуманитарной помощи по всей территории Сирии. По обоим этим направлениям есть существенный прогресс», — сказал он.
По словам Лаврова, правительственные войска Сирии в районе осажденного сирийского города Алеппо не наносят удары по оппозиционным группировкам, принявшим условия перемирия. «Американские партнеры в рамках этих наших консультаций в качестве сопредседателей Международной группы поддержки Сирии ставят разные вопросы, в том числе и о том, что якобы в районе Алеппо правительственные войска нарушают условия прекращения боевых действий. Однако правительственные войска, которые поддерживает группа ВКС РФ в Сирии, не работают против той части оппозиции, которая приняла условия перемирия. Сирийская армия при поддержке наших ВКС работает против террористов», — отметил глава российского дипведомства.
Он добавил, что вокруг Алеппо есть очень сильные позиции запрещенных в РФ террористических группировок «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (организации запрещены в России). «И та, и другая террористические группировки пытаются улучшить свои позиции в районе Алеппо. Они являются, подчеркну еще раз, законной целью для тех, кто борется с терроризмом в Сирии», — подчеркнул министр.
Кроме того, для осуществления плана о мирном урегулировании в Сирии, по словам Лаврова, США должны повлиять на своих турецких партнеров, которые до сих пор не разрешают курдам принимать участие в переговорах по Сирии. «На межсирийских переговорах в Женеве главной задачей — это уже никакой не секрет, мы об этом всегда говорим — является обеспечение по-настоящему представительного характера оппозиционной делегации. Это предполагает для наших американских партнеров просто привести в чувство своих турецких союзников, которые по-прежнему в одиночку блокируют подсоединение к переговорам делегации партии Демократического союза сирийских курдов», — подчеркнул Лавров. По его словам, это также предполагает «необходимость начала прямого, а не опосредованного диалога между делегациями правительства» и «полноценной инклюзивной» делегацией оппозиционеров.
Глава российского МИДа затронул и проблему притока террористов в Сирию: «Мы ставили перед американскими коллегами вопросы о том, чтобы закрыть (сирийско-)турецкую границу. Это давняя проблема, она всем хорошо известна, но подпитка террористов (Анкарой), хотя и в меньшей степени, продолжается. Турция не оставляет своих попыток — и прямо о них заявляет — вмешаться силовым путем (в ситуацию в Сирии). Выдвигаются разные идеи — о введении бесполетных зон, зон безопасности. Очень тревожит, что в ЕС не пресекают подобного рода устремления Анкары», — заявил Лавров.
Резюмируя все вышесказанное, российский министр вернулся к теме «секретных» переговоров и отметил, что предположения о том, что Россия ведет подобные совещания по Сирии — это попытка скомпрометировать Москву. «Ну а слухи о том, что Россия дала на это “добро” в ходе каких-то тайных переговоров — это уже попытка скомпрометировать Российскую Федерацию. А заодно и возложить на нас, может быть, ответственность за то, что некоторые, как вы слышали, готовят план “Б”, а именно рассчитывают, что эти переговоры провалятся. И тогда можно будет, как сообщали американские официальные лица, накачивать новые вооружения в Сирию для непримиримой оппозиции с тем, чтобы они уже военным путем решали ту самую старую и до сих пор лелеемую некоторыми задачу свержения режима путем военных действий», — добавил он.