Сергей Лавров прокомментировал предложение США о разделе Сирии на «зоны влияния». Подобную идею высказал в субботнем интервью газете New York Times госсекретарь США Джон Керри, упомянув о введении новой системы круглосуточного мониторинга за перемирием. По словам главы российского МИДа, это несколько упрощенный подход. «Все-таки принципиальной является борьба с террористами», — сказал он на пресс-конференции по итогам переговоров с коллегой из Эфиопии Тедросом Адханом.
Российский министр заявил, что Москва и Вашингтон уже согласовали систему мониторинга прекращения огня в Сирии, она уже действует практически в ежедневном режиме: «Она работает, несмотря на то, что Пентагон, а в последнее время и Госдепартамент публично пытаются открещиваться от наличия какой-то координации между нашими военными и говорят, что все контакты с российскими Военно-космическими силами заключаются лишь в договоренностях об избежании инцидентов. Я не знаю, почему такие заявления делает Госдепартамент и вообще наши американские партнеры. Может, они стесняются сотрудничать с Российской Федерацией? Но сотрудничаем мы в борьбе с террористами, и стесняться здесь не надо».
Лавров сообщил журналистам, что РФ аккумулирует информацию о взаимодействии террористического объединения «Джебхат ан-Нусра» с группировками, заявившими о присоединении к режиму перемирия. «Мы договаривались (с США) о том, что те, кто связан с ИГИЛ и “Джебхат ан-Нусрой” (организации запрещены в России - прим. ред.), ну и, естественно, сами эти группировки, которые в качестве таковых упомянуты в резолюции СБ ООН, не могут быть частью перемирия. И другие группировки, которые будут сотрудничать с "Джебхат ан-Нусрой", ИГИЛ, тоже, по нашему убеждению, не могут быть частью перемирия по очевидным причинам. Мы сейчас аккумулируем информацию, как та же "Джебхат ан-Нусра" взаимодействует и подминает под себя группировки, которые вроде бы заявили об участии в перемирии, о готовности присоединиться к режиму прекращения боевых действий. Там много интересных фактов, которые мы будем обобщать и представлять СБ ООН, чтобы уточнялись списки террористических организаций».
Никакой паузы в межсирийских переговорах в Женеве нет, они продолжаются, подчеркнул российский министр. «Ситуация на переговорах могла бы быть гораздо лучше, если бы одна из делегаций оппозиции не покинула, временно, правда, как она объявила, Женеву», — отметил глава МИДа. ООН настояла на продолжении переговоров, несмотря на решение ВКП приостановить свое участие в них. Высший комитет по переговорам — оппозиционная группа, которую во многих странах Запада и Ближнего Востока считают главным объединением сирийской оппозиции. Спецпосланник генсека Всемирной организации по Сирии Стаффан де Мистура заявил о продолжении консультаций в Женеве до 27 апреля, назвав действия ВКП давлением. Его жесткая позиция может говорить о том, что международное сообщество действительно намерено как можно скорее разрешить затянувшийся конфликт.
По мнению Лаврова, Высший комитет по переговорам сирийской оппозиции не выполняет требования СБ ООН, поскольку «на такие переговоры не надо приходить с ультиматумами, а нужно садится и договариваться» в соответствии с принятыми организацией резолюциями. По его словам, Россия хотела бы, чтобы разработка новой конституции Сирии заняла меньше полугода, который обозначили в ООН. «Для того чтобы договориться за шесть месяцев, или даже за пять, или тем более четыре, нужно не хлопать дверью, не вставать в позу, как это сделали некоторые делегаты так называемой "эр-риядской" группы, хотя, по сути дела, решающее влияние на эту группу оказывает Турция, это хорошо известно», — подчеркнул министр.