Британский сайт yougov.co.uk придумал любопытную наглядную таблицу о вероятных результатах Brexit. Двигая «фейдеры» вверх-вниз на одной из нарисованных таблиц, можно понять, как явка повлияет на результат референдума о выходе Великобритании из ЕС. У вас перед глазами варианты показателей разных возрастных групп и классов общества. Создатели этой интерактивной диаграммы решили наглядно продемонстрировать, за какой вариант проголосуют британцы, если на участки придет больше пожилых богачей, или же, например, малообразованной молодежи. Авторы идеи полагают, что различный уровень явки может оказаться решающим фактором в определении результатов референдума. Можно настроить параметры так, как, на ваш взгляд, будет выглядеть явка, и вы увидите, как это повлияет на общий результат.
В отличие от США, где надлежащий опрос граждан на выходе с избирательных участков позволяет составить четкую картину того, как проголосовали различные социальные группы, в Великобритании не существует никаких официальных данных, кроме общего результата выборов. Редакция издания отмечает, что прогнозы явки на референдум — дело непростое. Далее мы приводим перевод пояснительной инструкции с сайта yougov.co.uk:
Слева перед вами четыре шкалы:
1) Лежащий в основе опрос избирателей
Это результат до внесения любых изменений явки. По умолчанию заданы результаты опросов, проведенных YouGov (трех наших последних опросов вместе взятых, размер выборки — 5016 человек), но вы можете настроить их в соответствии с вашим наилучшим предположением о состоянии выборной гонки на сегодняшний день.
(Этот ползунок основан на ответах респондентов о том, собираются ли они вообще пойти проголосовать, но ползунок не зафиксирован, потому что опросы никогда не предоставляют точную картину, т. к. никто не знает, что лежит в основе принятия решения. На момент участия в опросе человек может думать о том, что это его гражданский долг, и он пойдет, но потом подумает о времени, которое на это нужно затратить или, например, о плохой погоде и решит не идти, поэтому пользователям предлагают поменять исходное количество людей; в общем, можно поставить ноль, для оптимального показателя — прим. переводчика.)
2) Общая явка
Это общий процент населения, которое, по вашему мнению, проголосует на референдуме. Подсказка: во время референдума о независимости Шотландии проголосовало 85% населения, но лишь 41% проголосовал в ходе референдума о Великобритании в 2011 году, так что результат, вероятно, будет представлять собой нечто среднее между этих двух.
3) Возрастной перекос
Показывает, насколько больше голосов отдают пожилые люди, чем молодые. Конечно же, при 100% явке никакого перекоса быть не может, так как голосуют все, поэтому этот показатель повлияет на общий результат только в случае, если вы снизите уровень явки. Основная модель базируется на основе сообщений от представителей различных групп о своем участии в голосовании при общей явке 66%, которая была на Всеобщих выборах в 2015 году, но вы можете удвоить возрастной перекос или вовсе свести его к нулю.
4) Классовый перекос
Это степень, в которой люди, занимающие более высокое общественное положение уровня AB и С1, голосуют чаще, чем люди, относящиеся к социальному классу общества С2, D и E. Так в маркетинге выражается то, насколько образованными и состоятельными являются люди. Обратите внимание на то, как оцениваемый уровень перекоса сокращает возрастной перекос, но лишь частично, что означает, что суммарный эффект приносит выгоду желающим отделиться от ЕС в пару процентов.