14 ноября 2016 - 13:44

Евросоюз уже сейчас готов начать работу с будущей администрацией США и ожидает очень тесного сотрудничества, заявила глава дипломатии ЕС Федерика Могерини. «Мы вместе решили начать взаимодействие с будущей администрацией уже в первые недели переходного периода», — рассказала Могерини. Она подчеркнула, что работа с Вашингтоном продолжится «день и ночь» и в ближайшие месяцы, до смены американских властей.

Дипломат сообщила, что хотела бы «не только вскоре посетить Вашингтон, но и пригласить будущего госсекретаря на одно из предстоящих заседаний совета по иностранным делам».

Политику новых властей США еще «предстоит определить», отметила она.

В то же время глава европейской дипломатии подчеркнула, что ЕС не изменит позицию по России, даже если поменяется курс Соединенных Штатов.

«Евросоюз занял очень принципиальную позицию по незаконному присоединению Крыма и по ситуации на Украине», — напомнила она. При этом Федерика Могерини признала, что ЕС «общается с Россией и работает с ней по многим вопросам, в том числе по иранской (ядерной) договоренности, по ближневосточному мирному процессу, по Ливии, по противодействию терроризму», а также по Сирии.

Дипломат призвала «не выставлять отношения с Россией в черно-белых тонах».

Сергей Федоров, ведущий научный сотрудник Института Европы РАН, эксперт по Франции:

«Перспективы отношений Евросоюза с Россией Федерика Могерини уже определила в пяти принципах, которые ранее сформулировала. Они выдержаны не в самом доброжелательном для нас ключе. Европа категорично обвиняет Россию в так называемой аннексии Крыма, в агрессии против Украины и в прочих грехах, и мы с этим не можем согласиться. Здесь наши позиции полностью расходятся, поскольку европейские партнеры не принимают в расчет позицию Москвы по поводу истоков кризиса на Украине.

Такие заядлые русофобы, как страны Балтии, Польша и часть Скандинавии, по-прежнему занимают очень жесткую позицию и во многом определяют курс Брюсселя по отношению к России.

Поэтому надеяться на взаимопонимание с ЕС пока преждевременно. При этом просматривается налаживание отношений с крупными европейскими странами. Я имею в виду, прежде всего, Францию, Италию, частично Германию.

И хотя Могерини заявляет, что в Брюсселе не изменят курс в отношении России, какие бы решения ни принимали американцы, я думаю, это лукавство, потому что в значительной степени ЕС зависит от США. Мы знаем, насколько решения европейских политиков обусловлены давлением Вашингтона. Поэтому они могут говорить что угодно, но если Соединенные Штаты поменяют свой курс в отношении Москвы, Евросоюзу тоже так или иначе придется следовать этой линии Вашингтона.

Но все-таки не стоит надеяться на большие перемены во внешнеполитической позиции США. Одно дело — заявления Дональда Трампа во время предвыборной борьбы, и другое — конкретная политика человека, который вступит в должность. Не думаю, что республиканец на 180 градусов развернет американский вектор в отношении России. Тем более, будущий вице-президент уже заявил, что новый глава Штатов будет выстраивать прагматичные отношения с Россией с позиции силы.

По-моему, такие заявления позволяют сделать вывод, что революционных поворотов в американской позиции не будет. Но можно ожидать более прагматичного диалога, по крайней мере в вопросах сирийского кризиса».