Президент РФ Владимир Путин подписал распоряжение об отказе Москвы участвовать в Римском статуте Международного уголовного суда (МУС). Таким образом, он согласился с соответствующим предложением Минюста, который ранее согласовал его с МИДом, Верховным судом и прокуратурой. О выходе России из Римского статута будет проинформирован генсек ООН.
По мнению руководства нашей страны, МУС не оправдал надежд и не стал действительно независимым авторитетным органом международного правосудия, а его деятельность неэффективна и однобока.
В российском МИДе напомнили, что за 14 лет своей работы МУС реально вынес лишь четыре приговора, израсходовав при этом более миллиарда долларов. Также Россия не может не обращать внимания на отношение суда к событиям 2008 года, когда Грузия напала на Абхазию и Южную Осетию, в результате чего гибли мирные граждане и российские миротворцы. Вместо того чтобы расследовать действия грузинского президента Михаила Саакашвили, МУС обвинил Россию и южноосетинцев в агрессии.
Накануне прокурор МУС Фату Бенсуда опубликовала свой отчет, в котором приравняла воссоединение Крыма с Россией к вооруженному конфликту между нашей страной и соседней Украиной. Она заявила, что россияне оккупировали «украинский» полуостров. В документе все же отмечается, что Россия «приняла на себя управление Крымом без огневого боя».
Римский статут вступил в силу в 2002 году и является основой деятельности МУС. Россия, как и ряд других стран, в том числе США и Китай, до сих пор его не ратифицировала, поэтому юрисдикция суда на нашу страну не распространяется.
Алексей Мартынов, политолог, директор Международного института новейших государств:
«Отказ Москвы от участия в Римском статуте — вполне логичное действие. Это в 90-х Россия с удовольствием вступала в любые международные организации, подписывала кучу каких-то документов, не задумываясь о суверенитете или о том, как наши обязательства будут использованы. Однако судебный суверенитет — одна из важных составляющих общегосударственного суверенитета, и в последние 10-15 лет он в нашей стране укрепляется.
Нам совершенно не нужно участие в дополнительных конструкциях, особенно с учетом того, что направлены они не столько на справедливость, как пишется во всевозможных декларациях подобных организаций, сколько используются в виде инструментов давления.
Мартынов об отказе от МУС: Международные организации используются как инструменты давления на Россию
Напомню, что Соединенные Штаты Америки принципиально не участвуют ни в каких подобных организациях и вполне уверены в том, что никакие внешние кураторы или менторы им не нужны. Ровно в такой же парадигме сегодня мыслит и наше государство, и слава богу, что это так. Россия — самая большая в мире страна, и среди 145 миллионов граждан государства достаточно активных, ответственных, компетентных людей, которые в состоянии наблюдать за собственными органами управления, в том числе за судебной властью, и контролировать их. С помощью нашего законодательства мы в состоянии определить степень и градус справедливости судебных разбирательств. И никакие другие инстанции, кроме предусмотренных Конституцией РФ, в отношении российских граждан не нужны».