Президент России Владимир Путин — самый важный партнер США в обеспечении безопасности в мире, считает американский историк и политолог Стивен Коэн. Он и главный редактор журнала The Nation Катрин Ванден Хевел дали интервью «Новой газете».
«Есть целый ряд проблем, которые просто невозможно решить без взаимных договоренностей», — считает Коэн. Он уверен, что российские власти не имеют никакого отношения к победе Дональда Трампа на президентских выборах в США. По словам политолога, «доказательств нет — ни единого». «Нет фактов, свидетельствующих о том, что именно российские хакеры по заданию Кремля взломали серверы Демократической партии. Это вывод совершенно независимых профессиональных экспертов», — рассказал Коэн. Он напомнил, что Белый дом, обвиняя Кремль в хакерских атаках, ни разу не приводил фактов, ограничиваясь фразами типа «мы уверены».
Коэн рассказал, что идея обвинить Россию принадлежит штабу демократки Хиллари Клинтон, а СМИ начали активно тиражировать эту ложь.
«Такого рода утверждения вредны для Америки. Из них следует, что всякий, кто не разделяет нынешней американской политики в отношении России, — марионетка Путина. А это уже клеймо — все равно что во времена Маккарти назвать кого-то коммунистом», — сказал Коэн, добавив, что все эти истории о связях Трампа с Путиным никак не помогли Клинтон.
Катрин Ванден Хевел, в свою очередь, считает, что американская политическая система находится в кризисе, и именно это стало одной из причин победы Дональда Трампа.
«Но вместо того, чтобы начать разбираться со всеми этими системными проблемами после окончания грубой, склочной, во многом беспрецедентной предвыборной кампании, Клинтон и ее сторонники решили просто переложить всю вину за случившееся на Россию. Это очень опасно», — уверена главред The Nation. Она подчеркнула, что не является сторонницей Трампа, однако призывает посмотреть на ситуацию трезво. От новой холодной войны не выиграет никто, однако те, кто считает именно так, не имеют доступа к широкой аудитории, сообщила Ванден Хевел.
Коэн предостерег россиян и экспертов от восторженной риторики по поводу победы Трампа. По словам политолога, миллиардер весьма непредсказуем, «нет никаких гарантий, что с ним будет легче, чем с Клинтон». Коэн напомнил, что Владимир Путин был крайне осторожен с оценками республиканца. Все, что сказал о нем российский лидер, это то, что Трамп — «яркая личность». При этом Путин был крайне корректен и заверил, что будет работать с любым президентом США, несмотря на то, что риторика Клинтон была откровенно антироссийской.
«Кампания, развернутая Демократической партией и так называемыми либералами, есть, по сути, современный вид маккартизма. Тот, кто позволяет себе критику нынешней американской политики в отношении России, немедленно записывается в агенты Кремля», — рассказал политолог. Следствием этого становится сужение пространства для «конструктивного диалога об американской политике в отношении России», продолжил он.
Коэн рассказал, что в Америке широко распространена цензура, но действует она неявно. «Здесь не закрывают журналы, не разгоняют редакции, а просто отрезают от аудитории. Достаточно закрыть доступ в ведущие СМИ — The New York Times, The Washington Post, The Wall Street Journal, на три крупнейших кабельных телеканала, — и вас уже никто не слышит», — рассказал политолог. Он напомнил о статье на первой странице The Washington Post от 25 ноября, в которой утверждается, что в США работают сотни сайтов-рупоров Кремля. Их предлагают внести в черный список и признать иностранными агентами. Коэн рассказал, что студенты часто спрашивают его о том, могут ли их не антироссийские взгляды помешать сделать карьеру. И профессор отвечает, что да, могут.
По мнению Коэна, хуже, чем сейчас отношения между США и Россией были лишь во времена Карибского кризиса. Он считает, что существует реальная угроза войны между странами, а времени, чтобы разрешить противоречия и договориться, почти не осталось.
По словам Катрин Ванден Хевел, новая холодная война играет на руку американским военным, и они пытаются доказать, что Россия финансирует правые партии в США и Европе. Доказательств, естественно, нет никаких.
«Но если во всем виноваты русские деньги, тогда получается, что во всех этих странах не работают государственные институты, у людей отсутствует свое мнение, нет права выбора», — сказала главный редактор The Nation. Она напомнила, что к Brexit привело народное недовольство, и оно же обеспечило победу Трампу. А вовсе не Россия и ее деньги.