Канадское издание National Post задалось вопросом, почему Россия с экономикой меньше, чем у Канады, и населением меньше, чем у Нигерии, теперь правит миром.
«В 2016 году российский ВВП составил 1,3 триллиона долларов, что примерно равно ВВП Австралии, чье население в шесть раз меньше, а площадь территории более чем в два раза меньше, чем у России. Тот факт, что численность населения России составляет 147 миллионов человек, уже тоже не впечатляет: сегодня в Нигерии, Бангладеш и Бразилии проживает больше людей, чем в России», — пишет автор статьи Тристин Хоппер. При этом евразийской стране удается господствовать в международных делах, отмечает он.
Немалую заслугу в этом канадский журналист приписывает российским вооруженным силам, приводя аналогию, что карманный пистолет можно сделать не менее эффективным, чем бомбу с лазерной системой наведения. В случае России важен не столько размер ее армии, сколько ее демонстративная готовность пустить ее в ход, поясняет автор статьи.
«Российский военный бюджет составляет всего одну десятую часть от военного бюджета США, у России меньше военнослужащих, чем у Индии, а за главным кораблем российского флота повсюду должны неустанно следовать буксиры — на случай поломки его систем. Однако стране, которая мастерски научилась проецировать влияние в мире, тратя при этом довольно мало средств, этого, по всей видимости, вполне достаточно. Крым был присоединен без единого выстрела. Сирийская кампания потребовала всего 50 самолетов и стоила России всего 500 миллионов долларов — США потратили столько же денег на военную подготовку сирийских повстанцев», — перечисляет Хоппер.
По его словам, Россия активно пользуется в Совбезе ООН своим правом вето, которое наша страна унаследовала от Советского Союза. «С 2000 года Россия наложила вето на 13 резолюций Совбеза ООН, которые в основном касались Ближнего Востока. Между тем, Франция и Соединенное Королевство не прибегали к вето с 1989 года. Готовность России в любой момент использовать свое вето порождает необходимость вовлекать ее в процесс обсуждения глобальных кризисов», — констатирует National Post.
Издание отмечает, что Россия получает в свой адрес совершенно непропорциональную долю осуждения и критики только потому, что политикам проще всего зарабатывать очки, осыпая критикой бывшего врага эпохи холодной войны. Автор приводит в пример заголовок из британских таблоидов: «Возможно, Россия организовала секс-атаки мигрантов в Европе, чтобы Ангела Меркель проиграла выборы в Германии».
«Это совершенно нелепое предположение, однако британские читатели вполне могут представить себе, что Кремль способен высадить в Западной Европе десант насильников», — рассуждает Тристин Хоппер.
Успехи Москвы во внешней политике, такие как заключение соглашения по сирийскому химическому оружию, сближение с Китаем и создание Евразийского экономического союза с Арменией, Белоруссией, Казахстаном и Киргизией объясняются действиями российских дипломатов, считает он.
Хоппер вспомнил, как США в конце декабря выслали 35 российских дипломатов якобы в ответ на вмешательство России в президентские выборы. В ответ на этот жест Путин на следующий день великодушно пригласил детей американских дипломатов в Кремль, чтобы те могли полюбоваться рождественской елкой. «Это был очень разумный шаг со стороны властей страны, которая делает большие ставки на свое дипломатическое позиционирование. С советских времен дипломаты по всему миру всегда считали своих российских коллег блестяще подготовленными, упорными и высокопрофессиональными», — пишет автор статьи.
В заключение он цитирует эксперта по российской внешней политике в колледже Уитон Джинни Уилсон, которая признает, что Кремлю удалось спроецировать образ России как великой державы на международную арену.