Посол России в Японии Евгений Афанасьев опроверг слухи об обмене нескольких Курильских островов на японские инвестиции. «С нашей стороны неоднократно говорилось, что мы своими территориями не торгуем», — подчеркнул дипломат в интервью газете «Известия».
При этом Афанасьев сообщил, что «тематика мирного договора, а также налаживание сотрудничества в районе Южных Курил является уже не один год предметом двусторонних консультаций, которые ведутся в закрытом режиме». Посол подчеркнул, что это необходимая мера, так как эксперты двух стран должны иметь возможность «в спокойной атмосфере вести кропотливую работу» по деликатным вопросам.
В декабре 2016 года в японской префектуре Ямагути и в Токио состоялись переговоры премьер-министра Японии с президентом РФ. Синдзо Абэ и Владимир Путин достигли договоренности о крупномасштабном экономическом сотрудничестве двух стран, которое позволит создать благоприятную атмосферу для подписания мирного договора.
Как отметил Евгений Афанасьев, обеим сторонам следует запастись терпением в вопросе Курил и мирного договора.
Ранее премьер-министр Дмитрий Медведев подписал распоряжение, согласно которому названия получили пять ранее безымянных островов Курильской гряды. Один из них назван в честь министра иностранных дел СССР Андрея Громыко, другой — в память погибшего губернатора Сахалинской области Игоря Фархутдинова, третий получил имя генерала Кузьмы Деревянко, четвертый — генерала Алексея Гнечко, а пятый был назван в честь капитана дальнего плавания Анны Щетининой.
Токио выразил свой протест после распоряжения Медведева.
Япония оспаривает российский суверенитет над четырьмя островами: Шикотан, Кунашир, Итуруп и Хабомаи. Они отошли России по итогам Второй мировой войны, это закреплено в международных правовых актах. Тем не менее японская сторона настаивает на их «возврате». Во время недавнего визита президента Владимира Путина в Японию, лидер нашего государства подчеркнул, что Россия не продаст никому свои территории, однако призвал стремиться решить проблему мирного договора, который так и не был подписан с Токио после окончания войны.