Спустя пять дней после воссоединения России с Крымом в 2014 году президент США Барак Обама сказал сакральную фразу, которую в течение нескольких лет повторяли западные аналитики. «Россия — это региональная держава», — заявил тогдашний хозяин Белого дома, добавив, что она «угрожает своим непосредственным соседям не из-за силы, но из-за слабости».
Слова Обамы разлетелись по миру как тополиный пух, забившись в глаза, уши и рты американским, британским, немецким журналистам и политологам. И те на все лады начали твердить о том, как отстала от Запада наша страна.
«Голос Америки» 16 апреля 2014-го процитировал профессора Джорджтаунского университета Чарльза Купчана, который заявил, что между США и РФ не может быть серьезного противостояния, так как Америке и воевать не с кем.
«Во времена холодной войны у России были миллионы солдат, флот мирового класса и целый ряд зависящих от нее государств по всему миру. Сегодняшняя Россия уже не та. Сейчас у нее под ружьем 750-800 тысяч солдат. Ее военно-морские силы — бледная тень того, что было раньше. У нее мало союзников в мире, и на то есть причины», — заявил тогда Купчан.
Британская газета The Telegraph в августе того же года выпустила статью «Слабое место России», в которой автор заявил, что президент Владимир Путин чувствует неустойчивость своей страны и своей власти. Именно поэтому он, по мнению журналиста, напоминает мировому сообществу, что Россия — ведущая ядерная держава. От слабости. Автор выразил уверенность, что введенные против Москвы санкции, хотя и ударят по Западу тоже, но смогут поставить «зарвавшихся русских» на место.
А вот и статья The Guardian от октября 2014-го под названием «Россия Путина слаба — Великобритания во многом сильнее». В ней издание приводит слова британского профессора Лоуренса Фридмана.
«Россия всегда пыталась преодолеть свою слабость, преувеличивая свою силу», — сказал он. По его мнению, наша страна лишь может казаться великой державой в силу обладания ядерным оружием или будучи постоянным членом Совета безопасности ООН, однако называть ее так — значит переоценить ее возможности.
Прошло чуть больше двух лет. За это время Россия начала и завершила операцию против террористов «Исламского государства» (группировка запрещена в РФ) в Сирии, помогла сирийским военным полностью освободить от боевиков крупнейший город страны Алеппо.
Попутно Минобороны провело испытания в условиях реальных военных действий новейшего российского вооружения, продемонстрировав его заодно всему миру. Лишь за последний год экспорт оружия составил около 15 миллиардов долларов.
Без еды россияне не остались тоже. Валовой сбор зерна за 2016-й увеличился на 15,6%, а производство мяса и птицы — на 4,7%. На 6% стали больше выращивать яблок, которые раньше нам почти эксклюзивно поставляла Польша.
Сегодня стало известно, что в этом году Россия погасит все долги Советского Союза, обязательства по которым она взяла на себя как правопреемница СССР.
«Как слабая Россия снова стала супердержавой?» — задался вопросом профессор Университета Денвера Джонатан Адельман в своей статье для The Huffington Post в августе прошлого года.
«Все снова говорят только о России. Россия взломала сервер Национального штаба Демократической партии. Россия ведет военную кампанию на Украине и в Крыму. Россия угрожает Эстонии и другим балтийским странам. Русские проводят операцию на Ближнем Востоке. Русские добиваются соглашения по Сирии, которое даст Башару Асаду или его преемнику контроль над ключевыми регионами страны. Израильский премьер Биньямин Нетаньяху еженедельно разговаривает с Путиным, — пишет Адельман. — Русские сотрудничают с шиитским Ираном и в то же время ведут переговоры с его главными суннитскими врагами — Саудовской Аравией и Египтом. Даже Дональд Трамп ввязался в дискуссию со своим саркастическим предположением, что Россия должна найти и обнародовать удаленные письма Хиллари Клинтон».
Итак, еще два года назад Россия была «региональной державой». Между тем, уже в 2015-м Обама поставил нашу страну в один ряд с «Исламским государством» в списке главных угроз США. Видимо, американский президент так и не смог определиться, слаба Россия или может атаковать такое государство, как Америка.
Британское издание The Economist в октябре прошлого года написало: «Российский президент Владимир Путин каждую неделю находит что-то, чем может напугать мир. Недавно по его указу вооружение с ядерным потенциалом было размещено вблизи Польши и Литвы. На этой неделе в Северное море и Ла-Манш вошли российские авианосцы. Путин грозится сбить любой американский самолет, если тот будет атаковать войска Башара Асада в Сирии». И, по мнению журналиста, все это тоже от слабости! При этом сам он далее пишет о том, как Россия — не Запад, а именно Россия! — дестабилизировала ситуацию на Украине и, возможно, сделает то же самое в Прибалтике. При этом российские СМИ в европейских странах и США проводят такую качественную пропаганду, что с их помощью Москва вполне способна расколоть западное общество. И при этом Россия все еще слабая. Нестыковка налицо.
Вопрос о том, как в действительности стоит рассматривать Россию, все еще на повестке дня в США и Европе. То ли это слабая региональная держава, то ли враг номер один. Жаль, что на конструктивный равноправный диалог, к которому постоянно призывает президент Владимир Путин, Запад, судя по всему, по-прежнему не настроен.