Участники переговоров по сирийскому урегулированию приняли в Астане меморандум о четырех зонах безопасности в Сирии. Документ подписали представители стран-гарантов — России, Ирана и Турции.
Пленарное заседание встречи «Астана-4» прервал один из представителей сирийской вооруженной оппозиции, закричавший на арабском: «Иран — преступники, им не место среди гарантов». Затем он и еще двое его единомышленников демонстративно покинули зал. Глава делегации вооруженной оппозиции Мухаммед Аллуш на пленарное заседание не прибыл.
Спецпосланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура заявил, что принятие меморандума — «шаг в правильном направлении» для достижения реального прекращения огня, поскольку он продвигает реальную деэскалацию на указанных территориях. По его словам, Организация Объединенных Наций решительно поддерживает эту инициативу.
Ранее в Дамаске заявили о поддержке инициативы Москвы о создании зон снижения напряженности в Сирии. Сирийские власти подчеркивают приверженность договоренностям о прекращении огня в САР, достигнутым 30 декабря 2016 года при посредничестве России, Турции и Ирана.
Лидеры РФ и Турции обсудили этот вопрос 3 мая в Сочи. Владимир Путин тогда уточнил, что над демилитаризированными территориями не будут летать самолеты. Как уточнил глава государства, боевая авиация российских ВКС и сирийского правительства приостановит свои действия в зонах безопасности в случае прекращения там вооруженных действий.
Борис Межуев, политолог:
«Подписание меморандума — это начало осознания, что Сирия не может оставаться тем политическим целым, которым была до гражданской войны. Хотя Иран, Россия, Турция и поддержавшие меморандум Соединенные Штаты не могут заявить об этом прямо, но суть документа сводится именно к этому, на мой взгляд.
Похоже, что к западным, в частности, американским политикам приходит понимание того, что военным путем решить эту ситуацию невозможно и нужно политическое соглашение. И Владимир Путин вчера сказал, что любая попытка военного решения обернется геноцидом какой-то из частей населения Сирии.
Борис Межуев: Сирия не может остаться политическим целым, которым была до начала гражданской войны
Все действия, которые предпринимают и российские, и другие дипломаты, — это попытка избежать геноцида. А сделать это можно, к сожалению, только разойдясь по разным территориям.
Те люди, которые не хотят находиться под властью нынешнего дамасского правительства, смогут перейти в зону безопасности, которую, условно, может контролировать Турция. А те, кто боятся суннитской мести и агрессивного исламизма, могут перейти в зону, которая контролируется Ираном или Россией.
Борис Межуев: В США начинают понимать, что военным путем разрешить сирийский конфликт невозможно
И поскольку, по соглашению подписавших меморандум держав, военных действий в этих зонах не будет, то можно надеяться, что геноцида не произойдет. Политическое решение будет гарантировать, что гражданская война не завершится расправами или массовыми преследованиями, как это происходит в Ливии. Компромиссное решение, соответствующее интересам всех представителей сирийского населения, не позволит осуществиться самой страшной перспективе, до этого вполне реальной в САР».