Французское издание AgoraVox рассказывает о фактах, которые могут пролить свет на крушение пассажирского самолета в Донбассе 17 июля 2014 года. Автор статьи по имени Кристель Неан проанализировала публикацию российской газеты «Совершенно секретно», где, в частности, представлено четыре документа СБУ, касающихся обстоятельств этой трагедии.
«Хотя подлинность этих документов еще должны будут подтвердить эксперты, их предварительный анализ бывшим сотрудником Лубянки указывает, что подход к составлению распоряжений укладывается в методологию школ КГБ, из которых вышли многие члены современной СБУ. Я сама показала их отставному военному, который хорошо знаком с российскими и украинскими спецслужбами. Он на 80% уверен в подлинности этих бумаг. После этого я и решила написать эту статью», — поясняет журналист.
Она сообщает, что все четыре свидетельства являются попытками украинских спецслужб скрыть правду о случившемся 17 июля 2014 года — там содержатся указания найти и задержать очевидцев, ликвидировать все доказательства присутствия боевого самолета в зоне в день катастрофы и стереть все следы спецоперации.
По словам Неан, эти документы попали в российскую газету от сотрудников самой СБУ, и за оригиналы бумаг они требовали крупного вознаграждения.
«В результате у нас в распоряжении пока имеются лишь копии. Как бы то ни было, тут есть чем заняться специалистам по "утечкам", которые могут получить доступ к электронным версиям четырех документов, подтвердив или опровергнув их. Именно поэтому "Совершенно секретно" запустила публичное расследование, призвав на помощь всех добровольцев, которые могли бы внести вклад в сбор доказательств. Цель — найти истину и добиться справедливости для 298 жертв», — рассказывает французское издание.
17 июля 2014 года рейс МН17 Malaysian Airlines, летевший из Амстердама в Куала-Лумпур с 298 людьми на борту, потерпел катастрофу в небе над Донбассом и разбился у деревни Грабово. Журналистка напоминает, что в первые же минуты после падения лайнера, задолго до начала следствия, на Россию и ДНР обрушились обвинения. «Кроме того, украинская армия провела несколько обстрелов зоны катастрофы, не дав следователям нормально работать», — добавляет Неан.
Она отмечает, что международная следственная группа работала в тесном сотрудничестве с СБУ при том, что Украина входила в число подозреваемых. «Переданные Россией материалы систематически отвергались, а следствие велось в обстановке строжайшей секретности, вызывая серьезные сомнения в заключениях комиссии», — напоминает французское издание.
Официальный представитель Минобороны Игорь Конашенков после выхода доклада с обвинением России в сентябре 2016 года усомнился в объективности опубликованных в нем сведений: «У всех данных, которые сегодня были представлены на брифинге следственной группы, два основных источника: Интернет и спецслужбы Украины».
Первый по хронологии документ, датированный 20 июля 2014 года, — распоряжение принять меры против очевидца того, как МН17 был сбит украинским боевым самолетом, поскольку эта информация могла представлять угрозу для украинского государства.
Второй документ, составленный 24 июля 2014 года, также касается свидетелей трагедии, в том числе одного военного, и гласит: «Так установлено, что действительно существуют свидетели расстрела гражданского воздушного судна, некоторые лица установлены и задержаны. Но вместе с тем Управлением получены данные о том, что одним из военнослужащих, который находится на территории Луганской области, осуществлена видеофиксация этого события».
Упомянутый солдат, сержант Вячеслав, был вскоре убит снайпером вне зоны боевых действий, все его личные вещи были описаны СБУ. Газета «Совершенно секретно» обратилась к командиру сержанта с призывом выложить видео, которое тот снял незадолго до гибели.
Третий документ, датированный также 24 июля 2014 года, содержит недвусмысленный приказ об устранении возможных очевидцев: «В рамках АТО провести специальные мероприятия по уничтожению фактов проведения специальной операции. Получить данные о наличии возможных свидетелей из числа жителей района, военных и других. Использовать эффективные профилактические меры».
И четвертая бумага, копию которой публикует газета, составлена 28 июля 2014 года. В документе с гербом Украины и печатью СБУ даются приказы уничтожить все свидетельства нарушения закона украинскими солдатами, принять превентивные меры против очевидцев, стереть все следы присутствия украинского боевого самолета в этой зоне 17 июля 2014 года, а также провести ротацию и профилактические шаги в отношении служащих ВВС, которые проводили полеты в регионе.
Как заключает Кристель Неан, утечка документов СБУ, если они подлинные, полностью дискредитирует выводы международного следствия, поскольку они в основном опирались на данные, предоставленные Службой безопасности Украины. При том, что информация с украинских радаров в распоряжение следствия не поступила под предлогом недоступности или поломки, отмечает журналист.
«Если МН17 действительно был сбит самолетом, виновным может быть только украинская армия. Надуманные обвинения в адрес России и ДНР развалятся, как карточный дом, а Западу будет чрезвычайно сложно оправдать оказанную Украине поддержку после такого скандала. Пора уже раскрыть правду об этой катастрофе, чтобы семьи погибших добились справедливости, а виновные понесли наказание. Надеюсь, что все люди доброй воли поддержат команду «Совершенно секретно» и помогут ей получить оригиналы документов и прочие материалы, чтобы наконец установить подлинную картину событий в небе над Донбассом 17 июля 2014 года», — заключает AgoraVox.