На фоне устойчивого укрепления своих позиций на международной арене Россия постоянно сталкивается с комплексным противодействием, в рамках которого «информационному оружию» отводится одна из главных ролей.
Антироссийская, а зачастую откровенно русофобская риторика уже давно стала неотъемлемой частью медийной повестки западных СМИ. Однако с приближением очередных выборов президента страны в 2018 году стоит ожидать увеличения информационных атак, единственной целью которых будет дестабилизация общественно-политической ситуации в России накануне главного политического события последних шести лет.
Арсенал средств информационной войны направлен на деструкцию цельных мировоззрений, личных убеждений и ценностей и замену их искусственными фантомами, позволяющими манипулировать массовым сознанием. И будет включать в себя:
• Разжигание межнациональной и межрелигиозной розни;
• Поддержку сепаратистских настроений: Урал, Сибирь, Северный Кавказ, Дальний Восток, Татарстан и т.д.;
• Дискредитацию органов государственной власти, силовых структур;
• Информационные атаки на президента России;
• Продвижение русофобии, ревизию истории, дискредитацию патриотических сил и объединений, критику государства как общественного института;
• Агрессивную пропаганду либеральных ценностей и западного образа жизни;
• Пропаганду идей «майдана» — насильственного захвата власти под предлогом борьбы с «коррупцией» и «тиранией».
При этом главный акцент будет сделан на усиленном освещении протестных акций и действий несистемной оппозиции, которые всеми силами будут стремиться расшатать общественно-политическую обстановку, подготавливая почву для реализации «цветной революции» в России. Это подтверждают открытые данные, согласно которым увеличивается финансирование пропагандистских проектов США в российском информационном пространстве.
Отличительной особенностью и главной целью международного информационного вещания США является вовсе не анонсированное «противодействие вездесущей российской пропаганде», а закрепление на долгосрочной основе своего информационного присутствия в русскоязычном сегменте интернета. Это позволит обеспечить сначала присутствие, а в дальнейшем и доминирование антироссийской информационной повестки, способное оказывать эффективное воздействие на широкие слои населения России. Фактически речь идет об управлении сознанием масс, информационных манипуляциях, которые позволяют Вашингтону «мягкосиловыми» средствами влиять на развитие внутриполитической ситуации в нашей стране.
Одним из командных центров «информационного наступления» на Россию выступает правительственное агентство США BBG (Совет управляющих по вопросам вещания). Не случайно американские конгрессмены требуют увеличить в бюджете на 2018 год финансирование курирующего «Радио Свобода» и «Голос Америки» агентства BBG, дав на 81,6 млн долларов больше, чем просит само агентство, чтобы бороться с «российской дезинформацией» силами собственной пропаганды.
BBG обладает обширной сетью журналистов в тех регионах и странах, как утверждает сама структура, «где не разделяют американские ценности». Первые позиции отведены территории, контролируемой террористами ИГИЛ (запрещена в РФ) и России, затем следуют Иран и Китай. Однако складывается впечатление, что основной упор в своей информационной работе BBG делает именно на нашу страну, а лишь затем на всех остальных (подтверждением служит отчет структуры за 2016 год, в котором на борьбу с «реваншистской Россией» закладывалось более 15 млн долларов, в то время как на борьбу с террористической организацией значилось лишь более 6 млн). Примечательно, что BBG ставит на один уровень страны, имеющие свой информационный суверенитет, и не позволяющие вмешиваться в свое информационное пространство рядом с крупнейшей террористической организацией.
«Объективная картина мира», которую якобы демонстрируют информационные ресурсы, подконтрольные BBG, носит строго антироссийский характер. Они специально «затачиваются» именно на работу с российской аудиторией. Это один из наиболее эффективных инструментов вмешательства во внутренние дела российского государства. Для этих целей созданы отдельно функционирующие языковые редакции, которые вещают на регионы России. Такой подход предусматривает попытки раскачать ситуацию изнутри путем создания множественных очагов протеста вдалеке от федерального центра, разыграв «региональную и национальную карты».
Напомним, что BBG планирует финансирование сайтов, посвященных региональным новостям на чеченском, татарском и башкирском языках.
Все это очень напоминает ситуацию перед государственным переворотом на Украине 2013–2014 годов, когда украинское информационное пространство активно накачивалась денежными средствами через всевозможные гранты и иные материальные и нематериальные формы поддержки. Вмешательство в украинский информационный суверенитет условно вможно разделить на три этапа.
В рамках первого этапа происходит накачивание «независимых» медиа финансами. Данный этап наиболее продолжительный и затратный с финансовой точки зрения. Его можно назвать холодным финансированием, когда максимально крупные суммы денег вводятся в медиапространство для финансирования всех СМИ, которые проявят интерес к новому источнику средств. Постепенно у источника финансирования складывается представление о способах влияния на информационную повестку страны, на формирование протестного настроения у народных масс. На основании отчетности за израсходованные средства формируется представление об охвате аудитории теми или иными средствами массовой информации. Таким образом, к концу первого этапа формируется пул изданий, которые будут выполнять заказ по дискредитации действующей власти, артикуляции и агрегации протестных настроений в обществе.
Второй этап предполагает финансирование «независимых» СМИ во время активной фазы реализации «цветной революции». Средства массовой информации, получающие средства от иностранных источников в данный промежуток времени, будут укреплять миф в сознании народных масс о правильности и всеобщем одобрении их действий, убеждать, что они строят прекрасное «демократическое» будущее.
Третий этап информационной кампании направлен на закрепление результатов и легитимацию в сознании общества произошедших изменений в результате успешной реализации «цветной революции». По финансовым затратам данный этап может быть сопоставим с первым, поскольку легитимация должна состояться не только на внутреннем, но и на внешнем уровнях.
Существует три способа, или канала, с помощью которых осуществляется финансирование русскоязычных СМИ с целью вмешательства во внутриполитические процессы и дестабилизации общественной обстановки в преддверии выборов президента Российской Федерации.
Первый способ включает в себя иностранные медиахолдинги. Как правило, это контролируемые государством медиа компании США, Великобритании и Германии (BBG, BBC, DW), а также их вещательные сети, непосредственно ориентированные на Россию и функционирующие на ее территории.
Ко второму способу можно отнести прямое или косвенное финансирование внутрироссийских медиа. Такое финансирование включает в себя поддержку от иностранных правительств, выдачу грантов от крупных иностранных НКО, специализирующихся на «демократическом транзите», а также приобретает иные материальные или нематериальные формы помощи, такие как тренинги и мастер-классы для журналистов.
Третий способ заключается в прямой или косвенной поддержке «независимых» российских журналистов. Такие точечные финансовые вливания тяжело отследить в открытых источниках, поскольку перечисляются небольшие суммы в пределах от нескольких тысяч до нескольких десятков тысяч долларов или евро в год. Более того, в России отсутствуют механизмы мониторинга и контроля средств, которые получают журналисты от иностранных структур. Это затрудняет выявление заказных пропагандистских материалов в интересах внешних сил. Часто даже в редакциях могут быть не в курсе того, что работающий у них журналист действует в интересах третьих сторон.
Таким образом, формируется достаточно развитая сеть русскоязычных медиа, которой оказывается значительная финансовая поддержка с целью обслуживания интересов иностранных государств на территории РФ.
За последние годы грамотно выстроенная и эффективная информационная работа с населением со стороны государственных СМИ и патриотических НКО привела к тому, что в российском обществе значительно снизилось доверие к иностранным пропагандистским медиа. Однако на Западе не готовы мириться с тенденцией снижения влияния своего информационного воздействия на население своих стратегических оппонентов, поэтому изыскиваются новые возможности донесения своей пропаганды: делается акцент на работе в социальных сетях, новых способах доставки информации, уникальных информационных продуктах.
Россия находится на пороге президентских выборов 2018 года, а это значит, что нашими «западными коллегами» с помощью многочисленных информационных инструментов будут предприняты максимальные усилия для дискредитации института выборов и их результатов и дальнейшей дестабилизации обстановки.
Никита Данюк, заместитель директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН