16 января 2018 - 14:16

Против современных технологий «мягкой силы» и «цветных революций» очень сложно защищаться стандартным набором средств. Осуществление государственного переворота в России с использованием протестного потенциала народных масс, обманутых «благими» идеями «справедливой революции» — наиболее приемлемый для Запада сценарий.

Еще в период начала холодной войны США сформулировали свои цели в отношении России (на тот момент — СССР). В директиве СНБ 20/1 была сформулирована конкретная задача: «Уменьшить мощь и влияние России до таких пределов, при которых она больше не будет представлять угрозу миру и стабильности международного сообщества». Однако крушение Советского Союза и всего социалистического блока показались Вашингтону недостаточными для окончательного «уменьшения мощи и влияния Москвы». Россия все еще оставалась крупнейшим государством мира с огромным потенциалом. Она тождественна самой Евразии, так как ее территория, демографический ресурс и индустриально-технологическое развитие способны стать прочной основой для континентальной евразийской интеграции. Обладая внушительными запасами природных ресурсов и занимая выгодное географическое положение, Россия имеет все шансы превратиться в стратегического партнера для тех, кто заинтересован в торгово-экономическом сотрудничестве. В тоже время укрепление России — это угроза глобальной гегемонии западных стран и прежде всего США.

После развала СССР Вашингтону было необходимо установить контроль над политическими и экономическими процессами на постсоветском пространстве, а также внутри новой России. Американские «фабрики мысли» трудились над созданием стратегии постепенной фрагментации Российской Федерации и ее окончательного распада. Успешная реализация проекта «свободной конфедерации», направленная на децентрализацию политической системы могла окончательно уничтожить российскую государственность: «России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком, что тем самым ускорило бы развитие самой России». Подобные сценарии западные планировщики пытаются реализовать и в наши дни с помощью применения технологий «цветных революций». Эти инновационные и постоянно модернизирующиеся технологии стали грозным оружием в западной стратегии по ослаблению и «сдерживанию» России. Создание «санитарных кордонов» из враждебных российскому государству режимов — это попытка ограничить влияние России и изолировать ее от участия в важных европейских и мировых событиях. Наличие подобной практики в современных подходах ряда государств раскрыл президент России В.В. Путин в 2014 году в послании к Федеральному Собранию. Глава государства открыто заявил о том, что США и их союзники нашли бы любой повод с целью «сдержать растущие возможности России, повлиять на нее, а еще лучше использовать в своих интересах». 

Аналогичная стратегия используется и в отношении Китая, который имеет с Россией стратегический уровень партнерства и в скором времени может стать новым мировым лидером. На современном этапе международных отношений КНР стремительными темпами закрепляется в роли нового полюса силы. Согласно прогнозам экспертов, в ближайшие годы Китай имеет все шансы обогнать США по общим экономическим показателям. Это станет очередным импульсом для трансформации международной финансово-экономической системы и конца глобального доминирования Запада. В 70-е годы усилиями американской элиты Вашингтону удалось заручиться поддержкой Китая в противостоянии с Советским Союзом. Однако в настоящее время основные противоречия в российско-китайских отношениях по большей части разрешены. Москва и Пекин вышли на уровень стратегического партнерства, и их совместные торгово-экономические, энергетические и политические проекты динамично развиваются. Это вынуждает противников сближения России и Китая использовать все инструменты для сдерживания этих государств.

События, связанные с организацией массовых протестов в Гонконге, известные как «революция зонтиков», свидетельствуют о применении деструктивных политических технологий и в отношении Китая. Попытка раскачать ситуацию через одно из наиболее уязвимых мест (Гонконг) — это нанесение удара по правящей Коммунистической партии с целью демонстрации отсутствия в китайском обществе солидарности с действиями государственного аппарата. Тем самым Соединенные Штаты демонстрируют свое недовольство проводимой Пекином политикой, одновременно указывая на наличие средств и возможностей для дестабилизации внутриполитической ситуации в КНР. Попытки реализации в Китае сценария «цветной революции» предпринимались в конце 80-х на площади Тяньаньмэнь, однако благодаря своевременным действиям китайского руководства удалось нейтрализовать массовые протесты и предотвратить дальнейшее применение деструктивных политических технологий в отношении своего государства.

В условиях современной системы международных отношений, которая характеризуется напряжением между Россией и Западом, сворачиванием многих сфер сотрудничества, США и их политические союзники будут стараться вбить клин в отношения Москвы и Пекина. Западные планировщики стараются ослабить возможности перспективной кооперации, направленной на развитие взаимовыгодного энергетического и торгово-экономического сотрудничества. Потому что союз России и Китая может стать прочной основой для формирования многополярной или полицентричной системы международных отношений.

8 октября 2015 года начальник Главного разведывательного управления Генштаба ВС РФ И. Сергун заявил, что для США ключевыми задачами на долгосрочную перспективу являются «воспрепятствование политико-экономическим интеграционным процессам в Центрально-Азиатском регионе, а также окружение России и Китая как потенциальных противников сетью дружественных и лояльных Вашингтону режимов и очагов напряженности».

В отношении Российской Федерации реализуется комплексная подрывная стратегия, где в качестве высокоэффективного орудия геополитики выступает корреляция технологий «цветных революций» и «гибридной войны».

Финансово-экономический и технический аспекты: обвал рубля и стимулирование инфляции через наращивание нефтедобычи внутри США, давление на Саудовскую Аравию и ОПЕК с целью обрушения цен на нефть и сокращения доходов России, введение Западом ограничений на экспорт нефтедобывающей техники, которая нужна для извлечения трудноизвлекаемых природных ресурсов. Нелегитимные санкции, введенные Западом в отношении России, которые нацелены на то, чтобы привести экономику страны в состояние рецессии, понизить жизненный уровень граждан, тем самым вызвав широкую волну социального недовольства, и уже на этой ниве с помощью заранее подготовленной политической агентуры на местах и сочувствующих лиц в элите осуществить государственный переворот.

Военно-политический: создание по периметру российских границ очагов нестабильности, дестабилизация ситуации посредством технологий «цветных революций» в странах-участницах интеграционных объединений на постсоветском пространстве и попытки втянуть Россию в затяжной, изматывающий конфликт. В 2014 году генсек ОДКБ Н.Н. Бордюжа констатировал, что «возникновение и развитие очагов конфликтов на пространстве ОДКБ в большинстве случаев связано с активизирующимся внешним воздействием».

Информационный (культурно-цивилизационный): информационная «обработка» населения, углубляющая раскол между народом и государственной властью, постепенная подмена ценностей и культурных кодов, «раскручивание» русофобии с параллельным возвеличиванием «западных идеалов», ревизия истории (на страницах школьных и вузовских учебников и в СМИ), уничтожение исторической памяти. Эффективным инструментом реализации геополитических целей является переформатирование сознания. Слом духовно-интеллектуальных скреп действует намного эффективнее любого оружия, лишая общество государства-мишени культурного иммунитета. 

Западные стратеги уже применяли подобную стратегию в отношении СССР. США в 80-е годы прошлого века использовали объективные трудности в советской экономике для реализации деструктивных политических технологий с целью еще большего ослабления и разрушения советской системы. Для этих целей была использована подготовленная политическая агентура, которая в итоге осуществила демонтаж режимов социалистических государств в Восточной Европе.

Финансово-экономический и технический аспекты: действия, направленные на уменьшение поступлений твердой валюты в СССР путем снижения мировых цен на нефть (сговор США и Саудовской Аравии), создание трудностей при реализации крупномасштабных проектов добычи природного газа и строительства газопроводов, ограничение советского экспорта природного газа на Запад, увеличение издержек советской экономики за счет трат на военные нужды и непосильную гону вооружений, ограничение доступа СССР к передовым мировым технологиям.

Военно-политический: оказание тайной поддержки антиправительственному подполью в государствах Восточной Европы для свержения «коммунистических режимов». Усилиями зарубежных разведок к 1986 году была подготовлена политическая агентура для формирования организованной антиправительственной оппозиции в ряде стран.

Создание террористической сети для разжигания религиозных и этнических конфликтов в Средней Азии и дестабилизации Советского Союза, поддержка афганских моджахедов в войне с СССР, с последующим перенесением боевой активности на территорию Союза.

Информационный: интенсификация психологической войны посредством деморализации советского народа информацией о потерях в Афганистане, усиление западной пропаганды, направленной на ослабления единства в социалистическом блоке и расшатывание устоев советской власти изнутри.

Таким образом, в один из самых сложных периодов советского государства, когда назрела острая необходимость в реализации комплексных социально-экономических, научно-технических и внутриполитических реформ, западными планировщиками был применен широкий спектр деструктивных политических технологий.

Сегодня просматривается попытка сочетать подрывную деятельность, направленную на дестабилизацию ситуации внутри страны, с одновременной целенаправленной работой по втягиванию России в глобальную военную конфронтацию. Инструментами такой стратегии могут служить ранее созданные американскими инструкторами террористические структуры по типу «Аль-Каиды» и движения «Талибан», а также террористическая группировка «Исламское государство» (организации запрещены в РФ).

По замыслам западных политтехнологов, успешная реализация «цветной революции» в России позволит взять российские ресурсы под свой контроль и поставить «на баланс» англосаксонской корпоратократии, дальнейшем используя Российскую Федерацию и ее потенциал как оружие, направленное против Китая. Реальными результатами «цветной революции» в России может быть раскол государства, политический коллапс, глубочайший экономический и социальный кризис. При этом масштабы потенциальной катастрофы, исходя из специфики российских реалий, могут в разы превзойти примеры украинского и североафриканских сценариев, затмив известные исторические аналоги.

Запущенная западными политтехнологами по периметру российских границ цепочка «цветных революций» является частью стратегии по окружению Российской Федерации. Организация госпереворота в России является последним шагом, который позволит Западу вернуть полный контроль над евразийским пространством.

Трагические события на Украине и понимание высшим руководством угроз и вызовов современности нашли свое отражение в обновленной военной доктрине РФ. Среди основных военных угроз указаны «дестабилизация обстановки в отдельных регионах и установление в соседних государствах режимов, чья деятельность угрожает интересам России». Рассмотрев на конкретных исторических примерах стратегию США по организации политической нестабильности в различных регионах, а также детально проанализировав технологии демонтажа политических режимов в отдельных странах, можно убедиться в том, что «цветные революции» являются высокоэффективным геополитическим инструментом в руках западных планировщиков. По своим трагическим последствиям эти технологии не уступают в эффективности оружию традиционной войны — они также несут разрушение и хаос. На фоне роста глобальной нестабильности в современном мире крайне важно создать условия для формирования нового мирового порядка, построенного на принципе справедливости. Новый многополярный мир без одностороннего «демократического» либерального диктата должен быть основан на подлинном сотрудничестве и стабильном развитии всех акторов международных отношений.

Практика инспирирования государственных переворотов, раскручивание нелегитимной санкционной спирали, скрытое покровительство террористическим группировкам свидетельствуют о том, что Вашингтон не намерен отказываться от реализации конфронтационных сценариев. В ближайшем будущем вероятно усиление напряженности в международных отношениях. Соединенные Штаты Америки будут продолжать использовать технологии «цветных революций» для решения своих геополитических и геоэкономических задач с целью сохранения своего глобального доминирования и спасения американского доллара и всей финансово-экономической системы.

 

Никита Данюк, заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН