По всей стране продолжаются траурные акции. Люди несут цветы и детские игрушки к стихийным мемориалам на городских площадях. Вся Россия скорбит по жертвам страшной трагедии в Кемерово.
Во вторник в Москве и Петербурге прошли акции скорби. К сожалению, в столицах на фоне общенационального траура не в полной мере ощущалось гражданское единство. Странным выглядело то, что в Москве одни приходили зажигать свечи на Манежной площади, а другие — на Пушкинской. Аналогичная ситуация сложилась и в Петербурге: стихийные мемориалы образовались на Дворцовой площади и Марсовом поле.
Сторонникам Навального и участникам движения «Весна» совесть (а скорее ее отсутствие) позволила попробовать превратить акции памяти в политические демонстрации. Их заранее просили избегать какой-либо символики и плакатов. Обговаривалось, что не будут звучать никакие лозунги. Печально, что такие элементарные вещи пришлось объяснять. Тем не менее, нашлись персонажи, способные спекулировать на человеческом горе.
В Москве на Пушкинской площади скорбящие по жертвам трагедии в Кемерово изумились, когда в толпе несколько десятков циничных идиотов начали громко скандировать лозунги. Женщины с заплаканными глазами в растерянности смотрели на веселящихся подростков, которые посчитали, что траурное мероприятие — это антиправительственный митинг. Москвичи после работы несли цветы к стихийному мемориалу, но свора навальнистов, окружившая памятник Пушкину, не давала людям пройти к месту возложения. Объяснять что-то нарушителям поминальной тишины не было смысла. До них нельзя достучаться.
В Петербурге на Марсовом поле обошлось без политических лозунгов. Однако некоторые молодые люди все же пришли на траурную акцию с символикой. Им в любой ситуации важно идентифицировать себя с членами «команды Навального». Петербуржцы возлагали цветы и свечи, а кто-то позировал перед фотографами, держа в руках плакаты с надписью «Сколько было жертв?». Эти оппозиционные активисты выступили на стороне провокаторов, тиражирующих вбросы о «сотнях жертв» пожара в ТЦ «Зимняя вишня». Были и плакатики, на которых в случившемся обвиняли президента РФ Владимира Путина. Параллельно в соцсетях стали появляться лживые сообщения о том, что участников траурной акции на Марсовом поле «задерживают». В Telegram-каналах начали писать, что ОМОН «угрожает разогнать мероприятие». Участники движения «Весна» бессовестно врали, что полиция требует всем идти на Дворцовую площадь, куда «в принудительном порядке свезли бюджетников». В этом они мало чем отличаются от подонка Никиты Кувикова, более известного под псевдонимом Евгений Вольнов.
Безусловно, неважно, где люди выражали свои искренние чувства поддержки кемеровчанам. В такие тяжелые для России дни это не имеет никакого значения. Однако недопустимы попытки разделять траур на «свой» и «не свой». А ведь именно такие сентенции улавливались в статьях отдельных журналистов и оппозиционеров, осудивших инициативу городских властей провести памятные акции на Манежной и Дворцовой. Отдельные «прогрессисты», объявившие о возложении цветов на Пушкинской и Марсовом, по-хамски повели себя в отношении сограждан. Разделение на людей «первого» и «второго» сорта не то что недопустимо, но и кощунственно в данном контексте. К слову, сторонников подобной сегрегации как у Вечного огня в Петербурге, так и у памятника Пушкину в Москве было меньшинство.
Важно отметить, что уже на следующее утро после трагедии москвичи возлагали цветы к представительству Кемеровской области, и в это же время петербуржцы несли к Александрийской колонне детские игрушки и свечи. Горожан никто к этому не понуждал, не призывал собраться в условное время в условленном месте. В Сети также начался сбор средств в пользу семей, для которых 25 марта 2018 года стало роковым днем. Россияне молча возлагали цветы, молча отправляли деньги. Потому что общенациональный траур и подразумевает безмолвную скорбь. Конечно же, речь не идет о родных и близких погибших. Крики отчаяния родителей, потерявших своих детей, ничем не заглушить. Жители Кемерово столкнулись с таким горем, которое нельзя описать. Сейчас задача общества — их посильно поддержать. Задача властей — найти и наказать всех виновных и сделать все возможное, чтобы такого кошмара больше не повторилось.