Россия предложила США отреагировать на историю с цементным заводом французской компании Lafarge в САР, который подозревается в финансировании сирийских боевиков, в том числе террористических организаций «Исламское государство» и «Джебхат ан-Нусра» (запрещены в России).
Об этом во вторник заявил российским журналистам в Нью-Йорке заместитель директора департамента по вопросам новых вызовов и угроз МИД РФ Дмитрий Феоктистов. Он рассказал об итогах очередного раунда российско-американских консультаций по вопросу противодействия финансированию терроризма.
«Если эти факты подтвердятся, то это, конечно, вопиющее крупнейшее нарушение резолюции СБ ООН, эмбарго, действующего в ЕС, и вопиющий акт финансирования террористической организации, — цитирует ТАСС слова дипломата. — Мы предложили американцам подумать над тем, чтобы отреагировать на эту ситуацию на соответствующих международных площадках, прежде всего, в FATF, может быть, в виде принятия заявления».
Организация Financial Action Task Force (FATF) — международная группа разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денег. Ее пленарное заседание пройдет в июне в Париже. Феоктистов подчеркнул, что Россия не спешит предъявлять обвинения, и обратил внимание на проводимое во Франции расследование действий Lafarge. Сотрудники цементного завода в общей сложности могли выплатить членам ИГ и «Джебхат ан-Нусры» до €15 млн.
По словам дипломата, FATF могла бы напомнить государствам о необходимости «всеобъемлющего выполнения» резолюций СБ ООН по борьбе с финансированием терроризма.
Американцы осторожно отреагировали на предложение российской стороны, отметил Феоктистов. Они заявили, что до завершения расследования FATF и ООН не следует реагировать на эту историю. С точки же зрения Москвы, тема требует «публичной подсветки», подчеркнул дипломат.
Расследование деятельности Lafarge в Сирии впервые опубликовала газета Le Monde в 2016 году. Сообщалось, что в 2007 году компания приобрела цементный завод в 150 километрах к северо-востоку от Алеппо, а с 2011 года развернула там выпуск продукции. По данным французского издания, для обеспечения функционирования завода Lafarge вступила в контакт с боевиками ИГ, которые стали взимать с него «налог» за нахождение на контролируемой ими территории. Предприятие прекратило деятельность в Сирии в сентябре 2014 года.
В прошлом году министерство экономики Франции обратилось в прокуратуру, чтобы выяснить, вступала ли компания в сговор с боевиками. Заявление в прокуратуру также подала Ассоциация по защите прав пострадавших от экономических преступлений Sherpa, а в дальнейшем — еще целый ряд НПО. В июне 2017 года в отношении компании было начато расследование.
В марте того же года Lafarge признала, что завод в Сирии действительно платил третьим лицам. При этом руководство компании утверждало, что делалось это в целях обеспечения безопасности сотрудников предприятия и что окончательные получатели денег долгое время были ему неизвестны.