Украина уже в июле может получить план действий по членству в НАТО. Об этом рассказал секретарь комитета Рады по вопросам национальной безопасности и обороны, депутат от пропрезидентского «Блока Петра Порошенко» Иван Винник.
«Я надеюсь, июль 2018 года может стать историческим месяцем для Украины», — отметил Винник в комментарии телеканалу «112 Украина».
Свое заявление депутат сделал после того, как Верховная рада Украины в четверг проголосовала за закон о национальной безопасности. Согласно ему, один из главных национальных интересов страны — это членство в Евросоюзе и НАТО. Саммит Украина — НАТО с участием Порошенко запланирован в Брюсселе на 11-12 июля.
Рада внесла изменения в действующее законодательство в декабре 2014 года. Тогда страна отказалась от внеблокового статуса. В июне 2016 года были приняты дополнительные изменения, которые определяют вступление в НАТО целью внешней политики государства. Сейчас Украина проводит реформы в своей армии, чтобы она соответствовала стандартам НАТО для вступления в альянс.
В марте президент Украины Петр Порошенко написал генсеку НАТО Йенсу Столтенбергу письмо, в котором попросил предоставить план действий по членству (ПДЧ) страны в альянсе. В этом году Украина планирует начать диалог со странами — членами НАТО по получению ПДЧ.
Богдан Безпалько, политолог, член Совета по межнациональным отношениям при президенте России:
«Я скептически отношусь к возможности включить Украину в какие-либо планы по действующему членству в НАТО. Это противоречит Уставу альянса. Государства, у которых есть конфликты с внешними соседями, не могут вступить в военно-политический блок.
Кроме того, я не думаю, что странам, которые заинтересованы в определенных политических действиях со стороны Украины, требуется ее вступление в НАТО. Например, ряд государств Персидского залива размещают на своих территориях крупные контингенты и базы США. При этом они не являются членами альянса. Они могут просто изменить свою Конституцию, или даже не менять вообще ничего, а, нарушая основной закон, впустить к себе военные объекты стран — участников блока.
На Украине законодательное поле сейчас фактически разрушено. И там вряд ли будут соблюдать Конституцию страны после того, как Ющенко, например, пришел к власти в результате третьего тура, непредусмотренного основным законом, а действующий президент был избран в результате неконституционного государственного переворота 2013-2014 годов.
Кроме всего прочего, у Украины нет денег на перевооружение своей армии и приведение ее в соответствие со стандартами НАТО. А вкладывать в нестабильную страну участники альянса вряд ли захотят. В данной ситуации я вообще не вижу причин, по которым НАТО должна каким-то образом нуждаться в Украине. И я думаю, этого не произойдет в ближайшее время.
А вот Киев сейчас, напротив, очень нуждается в поддержке США и Европы. И такое отчаянное стремление вступить в НАТО — это не что иное, как демонстрация лояльности Западу и своего рода предвыборные уловки действующей власти: показать, что их не бросили, что Украина успешна, что ее сейчас примут в различные союзы, в том числе военно-политические.
Украина получила статус аспиранта НАТО. Но это не значит ровным счетом ничего, кроме попытки таким образом приободрить украинское руководство, не желая при этом осложнять отношения с Россией и реально интегрировать Украину в структуры военно-политического блока».