Румынские политические партии и организации венгров подали совместное заявление в ООН, в котором говорится о притеснении национальных меньшинств на Украине. Речь идет о дискриминации закарпатских венгров.
«Поскольку теперь на Украине не только лишают представителей закарпатских меньшинств их прав, но и преследуют венгров, следует напомнить о второй статье Декларации ООН о ликвидации дискриминации. Просим предупредить Украину, согласно уставу ООН, чтобы она несла ответственность за принятый ею документ», — сказано в заявлении.
Среди подписавших документ представители Демократического союза венгров Румынии (RMDSZ), Венгерской народной партии Трансильвании (EMNP), Венгерской гражданской партии (MPP), Венгерского национального совета (EMNT) и Секейского национального совета (SZNC).
Поводом для заявления стало появление в Закарпатской области на прошлой неделе билбордов «Остановим сепаратистов!» с фотографиями членов местного Общества венгерской культуры. Возбуждено уголовное дело о разжигании национальной вражды.
На притеснения меньшинств на Украине пожаловались румынские венгры. Однако основной конфликт лежит между Будапештом и Киевом. Отношения между Украиной и Венгрией ухудшились после принятия Киевом закона об образовании, который существенно ограничивает обучение на языках нацменьшинств.
Киев в свою очередь обвиняет Будапешт в гуманитарной агрессии, Так, «украинские патриоты» узнали, что консул Венгрии в Берегово Закарпатской области Матяш Силади выдает украинцам венгерские паспорта, предоставляя второе гражданство. Скандал закончился объявлением консула персоной нон грата и высылкой из страны. Ответную меру предпринял и Будапешт.
Однако политологи уверены, что своими действиями Киев раздувает националистические настроения перед выборами. Ведь многие в украинской элите имеют двойное гражданство.
Закарпатье стало частью Украины после окончания Второй мировой войны. Ранее регион входил в состав Австро-Венгрии и Чехословакии. В 1991 году в Закарпатье прошел референдум о признании региона автономией, на котором за особые права региона высказалось большинство местных жителей. Однако Киев результаты референдума проигнорировал.