В России 18 марта отпраздновали пятую годовщину воссоединения с Крымом и Севастополем. То, что совсем недавно воспринималось политической гипотезой, свершилось весной 2014 года. И вот прошел первый юбилей долгожданного исторического события, которое казалось нам несбыточным. Несмотря на то, что крымский вопрос был закрыт еще тогда, в нашей стране и за ее пределами продолжают звучать несуразные заявления об аннексии и вторжении. Пожалуй, нет никакого смысла объяснять патологическим русофобам и неадекватным ненавистникам о праве крымчан и севастопольцев на самоопределение. Не стоит в сотый раз расписывать историко-культурные и социально-политические аспекты. Это изначально было бесполезно.
Тем не менее, персонажи, перед которыми бисер метать нет никакой надобности, вновь напомнили о себе в контексте общенационального торжества, приуроченного к пятой годовщине воссоединения Крыма с Россией. Самозваный труп Аркадий Бабченко, в 2018 году инсценировавший с СБУ свое убийство, разразился гневным и несуразным постом в Facebook, где рассказал о запретах в России, с которыми столкнулись жители полуострова. По его словам, оказалось, что в РФ запрещен телеканал «Дождь», например. Аркадий, очевидно, пожалел денег на платную подписку. Бабченко также врал про то, что в России действует сухой закон, запрещены митинги, онлайн-деньги и усыновление детей иностранцами. Стоит отметить, что не соврал он про запрет пропаганды гомосексуализма. Он посчитал, что крымчан, как и его, это может волновать. Бабченко уверен, что в России опасно носить бороду, так как это может привести к «проблемам с милицией», которой, к слову, в РФ не существует с 2011 года.
Бывший сотрудник «Новой Газеты» фотограф Виктория Ивлева призналась, что до сих пор «размазана, распластана, уничтожена тем, что моя Родина сделала пять лет назад». Журналистка «никак не смогла помешать» этому. Распластанная Ивлева сообщала, что уже пятый год она будто существует под обрушившейся кирпичной стеной, но даже под обломками продолжает «шептать сомкнутыми губами: "Крым — это Украина"».
Публицист Александр Гольц в своей статье для New Times рассуждает о «фейковых оправданиях аннексии Крыма». Колумнист издания Евгении Альбац пытается убедить читателей, что США и НАТО не было до полуострова никакого дела. Якобы, останься Крым в составе Украины, в порты Севастополя не зашли бы корабли американских ВМС. Никакой угрозы не было. Гольц при этом не приводит заявлений Турчинова и Яценюка, обещавших расторгнуть договор Киева и Москвы о военно-морской базе российского флота в Севастополе. Он также отрицает, что «майдан», ставший основной причиной решения крымчан в 2014 году, не был организован при содействии западных политиков и дипломатов. Вероятно, слова Барака Обамы, сообщившего, что Вашингтон стал посредником передачи власти на Украине, политолог также считает не заслуживающими внимания. По словам Гольца, Москва готовилась «захватить полуостров» еще в апреле 2013 года. А заключает свои рассуждения публицист следующим выводом: «Аннексия Крыма не укрепила, а существенным образом ослабила безопасность России». И найти какое-то логическое объяснение подобному заключению нельзя.
Так же как и текст Гольца, лишены логики и пикеты членов «Открытой России», которые «выступают в поддержку угнетенных крымских татар». Для прозападных оппозиционеров этот этнос почему-то стал главным символом сопротивления «российской агрессии».
Глава фонда «Перспектива» Леонид Гозман назвал возвращение Крыма в состав России «позором и преступлением». Восстановление исторической справедливости, по его оценке, — «самая большая глупость» действующей власти. Другого от человека, заявляющего о том, «как повезло нашей стране, что когда-то Егор Гайдар оказался в нужное время в нужном месте», ожидать не приходится.
Напомнил о себе и Андрей Макаревич. Не новыми музыкальными номерами, а очередным желчным заявлением по поводу Крыма. Рассказал о том, что кто-то, «выросший на его песнях», попросил с ним сфотографироваться. Мэтр якобы запечатлеться с собой разрешил, но одернул поклонников своего творчества. Мол, те «плохо (х**рово — в оригинале) слушали» его произведения, раз восхищались воссоединением с Крымом.
Григорий Явлинский, очевидно, уже давно не задумывается о своих электоральных перспективах. За пять лет риторика одного из основателей «Яблока» не изменилась: аннексия, преступление, война, изоляция. Кроме того, Григорий Алексеевич считает, что в Крыму люди жили лучше до 2014 года, поэтому многие жители республике «сохраняют украинские паспорта».
Бывший заместитель главного редактора «Московского комсомольца» Айдер Муждабаев, видимо, утомился писать и говорить о «захвате» полуострова и «геноциде крымских татар». Теперь он делает прогнозы. Во время эфира на украинском телеканале «Прямий» журналист предупредил ведущего программы, что Москва готовится «аннексировать Азовское море» и захватить «все, что выше Крыма: Херсон, Николаев и Одессу».
И все же стоит отметить, что большинство оппозиционных политиков, активистов и журналистов, им сочувствующих, умерили свой русофобский пыл в отношении «Крымской весны». По всей видимости, даже они стали воспринимать единство Крыма и России как данность. Исключением, конечно, являются представители демшизы, которые остаются непримиримыми не только с согражданами, но и сами с собой.