В июле 2018 года организация «Центр управления расследованиями» (ЦУР), финансируемая беглым олигархом Михаилом Ходорковским, направила в Центральноафриканскую Республику российскую съемочную группу якобы с целью создания документального фильма о деятельности частных военных компаний.
Для журналиста Орхана Джемаля, режиссера Александра Расторгуева и оператора Кирилла Радченко командировка в одну из самых опасных точек планеты оказалась последней. Они были убиты в ЦАР, выполняя задание экс-главы ЮКОСа. Сейчас появились основания полагать, что Ходорковский, отправляя журналистов в ЦАР, ставил перед собой цель дискредитировать любую деятельность России в Африке. При этом он прибег к услугам французских спецслужб. Такие выводы можно сделать, посмотрев фильм «Кто стоит за убийством российских журналистов в ЦАР», опубликованный Федеральным агентством новостей. В рамках подготовки материала корреспонденты российского СМИ наняли частного детектива Евгения Гвоздева. Он находился в Центральноафриканской Республике с февраля по март 2019 года.
Группа ЦУР прибыла в Центральноафриканскую Республику 28 июля, в субботу. В аэропорту Джемаля, Расторгуева и Радченко никто не встретил. В отеле «Националь», куда журналисты добирались самостоятельно, они представились путешествующими бизнесменами.
Детектив Гвоздев смог повторить весь маршрут россиян. По его словам, с момента выезда группы журналистов ЦУР из столицы республики, Банги, «на всем протяжении движения группы она подвергалась смертельной опасности из-за наличия вокруг неподконтрольных правительству территорий, на которых хозяйничают незаконные вооруженные формирования».
Жандармы и солдаты в последней точке, из которой группа ЦУР выехала к месту своей гибели, рассказали, что пропустили журналистов после проверки документов. Сотрудники Ходорковского предъявили пресс-карты, аккредитованные в ООН. Удостоверения ООН у журналистов были фальшивыми. Их подписал лично руководитель ЦУР Андрей Коняхин, не имея на то никаких полномочий от международной организации.
Начальник следующего военного поста старший капрал Ромарик рассказал, что связался с базой национальной армии. Он попросил передать трубку российскому инструктору, который запретил журналистам проезжать пост ввиду небезопасности этой дороги. Однако журналисты, по словам опрошенных детективом свидетелей, в грубой форме сказали, что им никто не имеет право запрещать проезд. Их вновь предупредили об опасности и предложили переночевать в городе, Участники съемочной группы проигнорировали предупреждения и проехали пост.
После выезда из Сибю, на 23-м километре по дороге на Декоа, автомобиль с группой ЦУР остановили вооруженные люди, говорившие на арабском. Они вытащили практически все личные вещи журналистов и водителя, после чего открыли огонь по своим жертвам.
Стоит отметить, что Ходорковский имеет контакты с европейской политической элитой, включая политиков и силовиков Франции. Авторы фильма «Кто стоит за убийством российских журналистов в ЦАР» отмечают, что именно французские спецслужбы в силу колониальных традиций обладают наилучшими возможностями для любых расследований в Центральной Африке.
«Больше того, именно французские спецслужбы обучают и финансируют исламских боевиков из коалиции "Селека", которые контролируют район, где были убиты русские журналисты», — говорится в расследовании ФАН.
Детектив Гвоздев сообщил, что нашел человека, которого считает ключевым персонажем всей этой трагичной истории.
«Этот человек — Доминик Кристоф, который известен так же как Альфа или Мартин, он руководитель одной из французских частных военных компаний. Этого человека знают в ЦАР как беспощадного боевика, готового исполнить любой приказ. Именно он обвиняется в организации теракта в мае 2018 года в церкви Нотр-Дам-де-Фатима. И именно этот человек, по данным биллинга и свидетельских показаний, выступал в роли таинственного фиксера Мартина, который мог быть связующим звеном между журналистами ЦУР и боевиками коалиции "Селека"», — рассказал детектив.
Водитель Доувокам Бьенвеню сообщил Гвоздеву, что познакомился с журналистами вечером в день их прибытия в «Гранд-кафе» города Банги. Он рассказал, что телефон для этой работы ему передал некий Юсуф из Южного Судана. «Слышал, что этот человек работает с французом по имени Кристоф, его еще называют все Альфа, он иногда предлагает разную работу. Он сказал мне, что русские мне хорошо заплатят за то, что буду возить их», — рассказал Бьенвеню.
В ходе подготовки и планирования командировки российских журналистов в ЦАР и на всех ее последующих стадиях в ситуацию активно вмешивались французские граждане. Ходорковский и Рэнето знакомы, сообщает ФАН со ссылкой на свой проверенный источник из окружения экс-главы ЮКОСа. Издание также напоминает, что французские власти ревностно относятся к участию России в любых процессах в Африке. В последние годы французские СМИ и аналитики отмечают заметный рост русского присутствия в ЦАР.
Важно отметить, что при участии России в столице Судана в конце августа 2018 года прошли переговоры между лидерами крупнейших вооруженных группировок ЦАР, входивших в противостоящие друг другу коалиции «Селека» и «Антибалака». «Незадолго до этих переговоров в ЦАР гибнут трое российских журналистов, отправленных туда Ходорковским, и Франция настаивает на другом варианте переговорного процесса — под своим контролем», — отмечает ФАН.
Вероятно, что убийство российских журналистов разрабатывалось долго и тщательно, а сам план включал подбор идеальных жертв, места и времени.
«Доминик Кристоф получил деньги от Ходорковского и прикрытие от спецслужб Франции. Французские спецслужбы пытались навредить деятельности России в Африке, убрать конкурента. А вот мотивы Михаила Ходорковского оставались неясными до получения информации от нашего источника. У Ходорковского были следующие мотивы: дискредитация любой деятельности России за рубежом, в частности в Африке, и месть Российской Федерации», — заключают авторы журналистского расследования.