08 июля 2019 - 13:27

Советский Союз имел бы мало шансов выстоять в Великой Отечественной войне, не подписав в 1939 году договор о ненападении с Германией, заявил в интервью «РИА Новости» председатель попечительского совета Российского военно-исторического общества, спецпредставитель президента РФ по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта Сергей Иванов.

По словам Иванова, стремясь к созданию антигитлеровской коалиции в составе СССР, Франции и Великобритании, лидер страны Иосиф Сталин думал исключительно о национально-государственной безопасности. Требовалось оттянуть начало войны с Германией.

В рамках договора СССР предлагал Англии и Франции закрепить обязательства по оказанию друг другу военной помощи в случае германской агрессии против сторон соглашения или других стран, в том числе и Польши.

СССР выдвигал условием пропуск его армии через польскую территорию, что позволяло войти в прямое соприкосновение с германскими войсками. Однако польское руководство воспротивилось этому и категорически отвергло создание антигитлеровской коалиции. 

В результате в начале августа 1939 года трехсторонние переговоры в Москве были прерваны, а 23 августа в столице СССР был подписан советско-германский договор о ненападении, известный также как пакт Молотова-Риббентропа. По словам Иванова, это был вынужденный временный маневр Москвы, так как Германия была нацистским государством с агрессивными устремлениями.

Председатель попечительского совета Российского военно-исторического общества подчеркнул, что заключение пакта Молотова-Риббентропа позволило Советскому Союзу получить передышку для подготовки к войне, усилить военную промышленность и увеличить численность Красной Армии. 

«Разменивая летом 1941 года территорию на время, советское командование смогло отмобилизовать и вооружить многие десятки дивизий, которые в итоге и смогли стабилизировать фронт, а затем и отбросить немцев от Москвы», — резюмировал он.

Содержание пакта о ненападении не расходилось с нормами международного права и договорной практикой государств, принятой для подобного рода урегулирований. Одновременно с договором был подписан секретный дополнительный протокол, содержавший разграничение сфер интересов Советского Союза и Германии. В зону влияния СССР вошли Латвия, Литва, Эстония, Западная Белоруссия, Западная Украина и Бессарабия. Тем самым европейская граница СССР отодвигалась значительно западнее.