Ликвидация ФБК вряд ли поможет Алексею Навальному избежать выплаты долга фонда в 29 миллионов рублей по иску комбината «Московский школьник». Основатель ФБК хоть и называет себя юристом, но, видимо, не знает о таком понятии, как субсидиарная ответственность. Это право взыскания неполученного долга с другого обязанного лица, если первое лицо не может его выплатить.
Руководитель НКО, как и любой другой организации, несет ответственность за причиненные ею убытки, гласит постановлению Десятого арбитражного апелляционного суда. В пункте 1 статьи 7 Закона №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» указано, что учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, как и фонд не отвечает по обязательствам учредителей. Однако арбитражным судом субсидиарная ответственность за долги организации может быть возложена на ее учредителя или директора, если будет доказано, что неплатежеспособность фонда стала результатом их решений.
Закон «О банкротстве» гласит, что если погашение долга невозможно из-за действий или бездействия лица, контролирующего должника («контролерами» в данном случае является руководство ФБК), такое лицо несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника.
Таким образом, после ликвидации ФБК долги организации могут перейти либо к ее учредителю, то есть Алексею Навальному, либо к директору — Ивану Жданову.