24 февраля 2017 - 12:00

Алексей Навальный на суде по делу «Кировлеса» в своем последнем слове высказался по поводу состояния экономики в России. Обращает на себя внимание то, как построена им критика существующей экономической политики. В отличие от политологов-критиков, которые любят жонглировать загадочными терминами в духе «гибридный режим» и устраивать вокруг этого определения дискуссии, критик власти Навальный прибег к экономической риторике для обоснования своей общественной позиции.

По словам Навального, «за последние 15 лет Россия отстала в росте экономики на 20% от среднемирового роста». И далее он продолжает, говоря, что «если бы Россия не делала вообще ничего, то мы бы жили сегодня на 20% лучше». Стоит заметить, что недавно на одном из политических ток-шоу, когда один зарубежный политолог попытался привести данные о ВВП на душу населения в разных странах, все закончилось скандалом, а не приведением в ответ цифр и фактов, которые есть: на каждый отрицательный показатель всегда есть данные в сравнении с большинством стран мира, а также в сравнении с тем, что было в стране за последние 25 лет в динамике. 

Конечно, отношение к существующей экономической системе — это часто вопрос идеологический. То есть даже приведение цифр и фактов, которые свидетельствуют о том, что в российской экономике сейчас есть очевидные успехи, и именно во внутренней политике, и именно в экономике, и именно касающиеся большинства, не убедят тех, кто считает, что «надо валить на Запад» или в стране «тотальный экономический кризис». Любимым ответом на любой факт о положительных изменениях в экономике России у некоторых стало выражение «вы не были за МКАДом!», хотя это утверждение лишено статистических данных. За МКАДом, как и в Москве, жизнь у каждого человека складывается по-разному, и в немалой степени это зависит от усилий самого индивида, поэтому с таким же успехом можно в ответ на положительные изменения в тех или иных регионах вдали от столицы России сказать: «Вы не были в Москве!».

Однако факты остаются очень простыми, и те, кто пережил 90-е годы и помнит позднесоветскую экономику, не может отрицать нынешнего заметного улучшения жизни по сравнению с теми временами. И дело далеко не столько в нефти и газе: в России — треть мировых запасов леса, однако доля лесопромышленного комплекса в ВВП страны менее 1% против 35%, которые дает российской экономике нефтегазовая отрасль. Еще недавно всего лишь одна известная нефтяная компания в России давала через налоги и прочие платежи каждый четвертый рубль доходов бюджета, а это значит — каждый четвертый рубль доходов врачей, учителей и других работников бюджетной сферы. 

Сейчас, под санкциями, настоящий ренессанс переживает нефтехимическая отрасль России. А какая еще экономика в мире, кроме российской, подошла к текущему году, став №1 в мире по добыче нефти, №1 по экспорту пшеницы, при этом уже в январе нарастив золотовалютные резервы на большую величину, чем за весь прошлый год (12,84 миллиарда долларов против 9,342 миллиарда долларов)? Российская валюта в 2016 году стала денежной единицей №1 в мире по степени укрепления к доллару США. Даже самая болевая точка в социальной сфере — снижение реальных располагаемых доходов населения — теряет актуальность. Вместе с рекордно низкой за всю новейшую историю России инфляцией реальные располагаемые доходы населения по итогам января выросли на 8,1% по сравнению с тем же сопоставимым месяцем в прошлом году. 

Никогда Россия не жила так хорошо, как при Владимире Путине — это утверждение, которое вполне может стать главным слоганом предвыборной кампании главы российского государства. Это утверждение, которое является безусловной истиной для абсолютного большинства в нашей стране. Практически для всех. А решение остающихся вопросов в социальной сфере — это, безусловно, было и останется приоритетом в работе главы российского государства.  

Невозможно построить рай на Земле, и всегда найдется то, что нужно отремонтировать или построить — но многое, кстати, лежит в зоне ответственности властей регионов. Именно на руководителях субъектов Российской Федерации лежит ответственность за то, приходят ли в тот или иной край инвестиции, развивается ли малый бизнес, которому правительство уделяет особенное внимание, насколько очевидны успехи в сельском хозяйстве и импортозамещении. Наконец, средний уровень доходов населения по тому или иному региону — это в итоге результат диалога руководства региона и представителей бизнес-сообщества. И реализация «майских указов» президента РФ 2012 года и в части среднего уровня зарплаты, и в обеспеченности жильем — это ответственность не только федерального правительства, но и властей на местах. 

А если говорить про темпы экономического роста, то лидерами прироста ВВП и в притоке иностранных инвестиций по итогам последних десятилетий вышли не ЕС и США, а ряд стран Африки, среди которых Эфиопия — безусловный рекордсмен: ее ВВП в последние 10 лет рос со среднегодовым темпом больше чем 10%, а страна переживает инвестиционный бум, когда миллиарды долларов вкладываются местными бизнесменами и иностранными предпринимателями в создание предприятий и заводов. Отличный инвестиционный климат, десятки тысяч новых рабочих мест. Уменьшило ли это проблему бедности в Эфиопии? Ответ: нет. Более того, ухудшение экономической ситуации привело к тому, что с осени прошлого года в Эфиопии действует чрезвычайное положение.

Очевидно, что уровень жизни нельзя измерить ни показателем ВВП на душу населения, ни приростом экономики. Есть масса других условий, которые часто считаются сами собой разумеющимися, но на самом деле их нет более чем у половины населения Земли. Это и доступ к питьевой воде, и чистый воздух, и отопление в домах, и электричество, и мобильная связь, и Интернет, и развитие общественного и частного транспорта — по всем этим параметрам вместе взятым Россия входит в число мировых лидеров. А где вы видели, чтобы страна так закрыла потребность в продуктах питания, начиная от овощей, заканчивая мясом и рыбой, как в России? Никто не имеет такого уровня продовольственной безопасности сейчас в мире, как Россия: например, британцы половину продуктов питания вынуждены закупать за рубежом, а теперь думают, что делать, когда зарплаты в фунтах стерлингов почти не растут, а доллар США подорожал на 16% за прошлый год.

Конечно, каждый человек ищет применение своим способностям. «В науке, как и в искусстве, не так важно, куда поехал работать человек. Главное, чтобы он помнил, где его причал», как недавно заметил президент России Владимир Путин. Мир сейчас открыт, человек может выбирать, где работать. Человек определяет себе судьбу — выбирает профессию, ищет работу, создает семью. Все это — личные решения каждого из нас. И всегда экономическая политика в той или иной стране — это суммарный вектор интересов большинства в обществе, подкрепляемый выборами, а также регулярными опросами общественного мнения. 

Путин как выразитель интересов всех граждан России умеет сочетать в своей внутренней политике то, что не удавалось никому до него. Как сказал 21 декабря 2016 года пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, «Вы знаете, некоторые считают, что Путин, скорее, консерватор и такой государственник, которому чуждо слово “свобода”». Но Путин абсолютный либерал по своей натуре, и гораздо больший либерал, нежели назывные либералы, которые именуют себя “оппозицией”, при этом Песков подчеркнул, что Владимир Путин «абсолютно либерален в своих экономических подходах, социальной политике и так далее». 

Владислав Гинько, эксперт РАНХиГС при Президенте РФ