27 февраля 2017 - 14:41

Сирийская армия при поддержке союзных отрядов ополчения установила контроль над большей частью стратегических высот в пяти километрах от Пальмиры, сообщает «РИА Новости» со ссылкой на источник на месте событий. По словам собеседника агентства, пока еще рано говорить о том, что вся горная гряда Хиян отбита у боевиков.

«Однако боевики ИГ (организация запрещена в России) выбиты с большей части стратегических высот. Также взяты под контроль ряд высот напротив Хиян. Данная обстановка позволит правительственным войскам в скором времени вернуть контроль над перекрестком правительственной трассы, ведущей в Пальмиру», — отметил источник.

Впервые террористы «Исламского государства» напали на Пальмиру около двух лет назад. Тогда они разрушили около 20% исторических строений, уничтожив храм Бэла и Баал Шамина, знаменитую триумфальную арку и колонны. В марте 2016-го при участии российских ВКС и Сил специальных операций город удалось освободить от экстремистов. Планировалось начать реставрационные работы по восстановлению достопримечательных мест Пальмиры. Однако в декабре того же года боевики вновь захватили город и продолжили истребление мирового культурного наследия.

«Варвары-террористы продолжают действовать на разрушение памятников человеческой цивилизации — это вызывает сожаление», — сказал тогда пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков. Он выразил надежду, что рано или поздно удастся «освободить исторические места от варваров».

Виктор Баранец, обозреватель газеты «Комсомольская правда», полковник в отставке:

«Судя по информации, которую мы получаем от наших военных, работающих в Сирии в качестве инструкторов, правительственная армия уже подошла к Пальмире и овладела несколькими командными высотами.

Пока военачальники не спешат говорить, что вот-вот город будет взят, потому что террористы оказывают жесточайшее сопротивление, и сирийские командиры не хотят нести напрасные человеческие жертвы. Наша авиация активно поддерживает наступление сирийской армии, но ее удары требуют в высшей степени филигранной снайперской точности. Потому что ни одна бомба не должна упасть не то что на Пальмиру, а даже на ее пригород. Чтобы ни один осколок не поцарапал эти святыни.

Сейчас происходит концентрация сирийских войск вокруг Пальмиры. Ее хотят окружить, чтобы не дать террористам уйти, — это по первому плану. Если с боевиками удастся договориться, чтобы спасти город, то им откроют дорогу, по которой они смогут уйти. Такой план тоже не исключается. Потому что если бои будут переноситься непосредственно на территорию города, то от Пальмиры не останется даже того, что там еще осталось. Причем террористы активнейшим образом заминировали улицы, храмы, остатки архитектурных сооружений. Похоже, они хотят вообще превратить Пальмиру в город руин.

Естественно, мы сейчас думаем о том, почему же так получилось, что после такого победоносного взятия Пальмиры, после концерта возле арки сирийской армии пришлось не без позора отступить. Да, это был очень серьезный просчет командования сирийской армии и генерального штаба, которые после первого взятия города оставили для его защиты только два худосочных батальона. Террористическая разведка воспользовалась этим. Сконцентрировав большую группировку, они сумели выбить сирийские войска из Пальмиры.

Сейчас эти уроки учтены. Об этом можно судить даже по тому, что нет какой-то ажиотажной спешки к определенной дате взять Пальмиру. Стоит задача взять ее с наименьшими людскими потерями и с наименьшим разрушением тех архитектурных памятников, которые находятся под эгидой ЮНЕСКО. Да собственно, вся Пальмира находится под эгидой ЮНЕСКО, не зря же ее называли самым большим бриллиантом сирийской архитектуры».