Ксения Собчак выступила со вторым обращением к президенту России Владимиру Путину. Вообще-то, чтобы быть услышанным, есть известный канал обращений в администрацию президента, по которому на поступивший письменный запрос обязательно приходит ответ. Поэтому обращение в телевизионной программе не соответствует формальным критериям.
Но почему, если у Собчак есть вопрос, относящийся к компетенции Владимира Путина, она обращается не с письменным запросом, который будет обработан его канцелярией, а через телеэкран? Наверное, дело в том, что вопросы, которые ставит Ксения Собчак, не относятся к решаемым непосредственно главой российского государства. Кроме того, суть ее обращения сводится к тому, что якобы в сфере российского образования почти все плохо.
С таким же успехом Собчак может сделать и новые ролики с рассказами о том, что плохо почти во всех сферах экономической, социальной и политической жизни России. Но насколько они будут иметь под собой основания? Предыдущее обращение Собчак, напомню, касалось анализа эффективности работы питерских чекистов с точки зрения телеведущей. Но одно дело, когда с таким разбором выступает глава ФСБ Александр Бортников, а другое, когда то же самое пытается делать теледива.
Я, как профессиональный преподаватель, окончивший экономический факультет СПбГУ с отличием и работающий в сфере образования 17 лет, предположу, что разбираюсь в российском образовании чуть больше, чем Собчак. Тем более что я работал и учителем в школе и проректором в вузе.
Считаю, что если чего-то и не хватает российскому образованию, так это не фильмов Навального и тенденциозной критики власти, а позитива, подкрепленного цифрами и фактами. Если все вокруг видится в негативном ключе, то вряд ли это можно считать взвешенной критикой.
Нужно давать школьникам и студентам как можно больше информации, с помощью которой они смогут понять, что есть реальные поводы гордиться своей страной. Это и такие исторические события, как полет Гагарина в космос, и наши успехи в сфере восстановления здоровья людей после инсульта, на примерах которых учатся врачи из Европы, и то, что на некоторых молочных хозяйствах, например, в Ленинградской области, надои молока ставят абсолютные мировые рекорды. Кроме того, с прошлого года Россия — мировой лидер по добыче нефти, по экспорту пшеницы, беспрекословный лидер по поставкам целого ряда высокотехнологичного вооружения, а также второй в мире поставщик подсолнечного масла. И это лишь малая толика российских экономических успехов.
Нам нужен позитивный взгляд на нашу политику и экономику. При всех дискуссиях вокруг будущей экономической политики нельзя забывать, что Россия дает возможность любому на ее территории иметь уровень жизни лучший, чем в большинстве стран мира. Вот это должно быть понятным всем, кто сейчас вступает во взрослую жизнь с учебной скамьи. Нельзя стесняться говорить об экономическом состоянии России позитивно, иначе негатив будет замещать в головах обучающихся положительное и рисовать настоящее и будущее в черных красках, снижая желание активно трудиться и открывать свое дело. Было бы здорово, если Министерство образования выделило бы на этот разговор об экономических реалиях России в сравнении с другими странами часы в школах и вузах. Ведь иначе получается, что понимание того, из какой ямы 90-х годов вытянул Владимир Путин экономику страны, куда-то «пропадает». По этому слабому месту в образовании оппозиционеры будут обязательно усиливать работу, а это значит, что будут пытаться посеять уныние, а также ощущение безнадежности окружающего экономического бытия.
Я сам с удивлением обнаруживаю, что многие мифы о том, что есть у нас и на Западе, живучи. Три года проработав в американском вузе, я могу утверждать, что российская система образования — от школы до вуза — в профессиональном плане дает самый лучший результат в мире. Попытка некоторых отдать пальму первенства американскому образованию не выдерживает критики. 66% учеников восьмого класса в США не могут сдать тест на чтение. 40% студентов, поступивших на бакалавриат в американские вузы, уходят из заведений, так и не сдав необходимых тестов. Кроме того, средний возраст школьных зданий в США — более 50 лет, а во многих штатах из-за нехватки денег массово закрывают школы.
То, что в США образование потеряло свои позиции, показало масштабное тестирование PISA, по результатам которого еще в 2009 году стало ясно, что студенты из Китая обошли своих американских сверстников.
В Швеции, где я жил, почти в половине школ более половины учеников не могут сдать тест на знание шведского языка, а две трети проваливают тестирование по математике и английскому языку.
В США при ухудшающемся состоянии образования стоимость обучения растет со среднегодовым темпом 3,4% в последние 10 лет, а общий долг бывших студентов по оплате образовательных кредитов превысил 1,4 триллиона долларов. У молодых специалистов в США львиную долю доходов съедают жилищно-коммунальные услуги (хотя треть живет с родителями), оплата проезда и погашение этих образовательных кредитов. Оставшиеся деньги, если таковые имеются, идут на еду.
Кто-то скажет: «"Если остается" — это преувеличение». Ну, во-первых, 63% американцев не смогут изыскать 1000 долларов, даже если им срочно понадобятся эти деньги. Во-вторых, на примере деловой столицы США, Нью-Йорка, видно, что даже месячный заработок в 2100 долларов, который получают 850 тысяч человек в этом городе, недостаточен, чтобы покрыть самые необходимые расходы. Арендовать жилье дешевле, чем за 1000 долларов в месяц, практически невозможно, так как даже по таким ставкам заявок приходит в десять раз больше, чем имеется предложений на рынке недвижимости. Дешевые ипотечные кредиты взвинтили не только цену домов, но и резко подняли арендную плату за жилье. Все большее количество работающих американцев оказывается на улице. Популярная тема о снижении реальных располагаемых доходов в России на фоне этого предстает с неожиданной стороны. Так, за период с 2000 года в Нью-Йорке реальные доходы населения рухнули на 6,2%, а ставки арендной платы выросли на 20%, и это без учета инфляции, которая в феврале текущего года составила 2,1%. Аналогичная ситуация характерна почти для всех штатов США.
Ругать российское образование, которое дает возможность бесплатно изучить школьную программу, а также, в соответствии с результатами ЕГЭ, получить возможность поступить на бюджетное отделение в самые известные вузы страны вне зависимости от региона проживания, — это выглядит странно. Крутить ролики Навального, рассказывать о том, как «все плохо» в школьных классах и университетских аудиториях, — это значит подвергать риску стабильное будущее нашей страны, которая уже добилась значительных успехов, несмотря на санкции и снижение цен на основные экспортные товары. И мы достигнем еще большего, если не отдадим умы молодого поколения популистам и карьеристам, рвущимся во власть любым путем.
Владислав Гинько,
эксперт РАНХиГС при президенте РФ