Россия заблокировала треть взноса в Совет Европы за 2018 год в размере около €11 млн, предназначенного для финансирования его Парламентской ассамблеи (ПАСЕ), сообщил спикер Госдумы Вячеслав Володин. Обычно перечисление в течение года идет по этапам, однако в этот раз оставшаяся на конец года треть не будет перечислена, пояснил он.
Об этой, по сути, вынужденной мере предупреждали российские политики, в том числе председатель Совфеда Валентина Матвиенко и глава МИД РФ Сергей Лавров, отметил Володин. Ранее в интервью ТАСС спикер Совета Федерации сообщала, что российский МИД работает над соответствующими юридическими вопросами по сокращению взноса нашей страны в ПАСЕ.
Вячеслав Володин также прокомментировал импичмент со стороны Бюро ПАСЕ спикеру ассамблеи Педро Аграмунту после его совместной с российскими депутатами поездки в Сирию. По мнению председателя Госдумы, так отреагировали оппоненты Аграмунта, «которые являются сторонниками недемократических процедур».
«Этого и следовало ожидать: они просто нашли повод. Им надо было бы его (Аграмунта) поблагодарить за то, что он, рискуя жизнью, слетал в Сирию, где идут боевые действия, и своими глазами увидел происходящее, послушать его, чтобы он рассказал, что происходит», — добавил глава нижней палаты российского парламента.
О том, что взнос России в Совет Европы может быть сокращен на треть, Володин объявлял еще в середине марта. Такое решение планировалось в связи с тем, что российская делегация парламентариев не принимает участие в деятельности ПАСЕ, поскольку ей было отказано в праве голоса. Весной 2014 года Россия была лишена своих основных полномочий в Парламентской ассамблее Совета Европы из-за воссоединения Крыма с Россией и событий на Украине.
В начале текущего года глава комитета Госдумы по международным делам Леонид Слуцкий заявил, что Россия продолжит тесное сотрудничество с ПАСЕ, но в 2017 году участвовать в ее пленарных заседаниях и работе комитетов не будет.
Россия является одним из пяти основных плательщиков Совета Европы наряду с Францией, Великобританией, Германией, Италией, а с недавнего времени и Турцией. Несмотря на неучастие в работе ПАСЕ, наша страна продолжает перечислять взносы в ассамблею, поскольку они идут в пакете с другими платежами в Совет Европы и разделить их нельзя.
Дмитрий Дробницкий, политолог:
«Европой руководит огромное количество комитетов, специальных органов и советов, которые даже не подчиняются Еврокомиссии. ЕК при этом все равно имеет гораздо большую власть, чем Европарламент, куда европейцы избирают представителей от каждой страны-члена ЕС.
А Парламентская ассамблея СЕ — это всего-навсего совещательный, чисто пиарный орган, собранный из парламентариев от стран, а не от Европарламента. ПАСЕ изначально призвана повышать взаимопонимание в Европе и вообще ничего не решает. Она может выступать с некими рекомендательными инициативами, но европейская бюрократия, Европарламент и Еврокомиссия, действуют безо всякой оглядки на то, что говорится в ПАСЕ.
Дмитрий Дробницкий: Блокировка Россией транша в ПАСЕ — это приглашение к диалогу
В этом смысле участие России, да еще за деньги, в организации, давно проявляющей антироссийские настроения, действительно вызывало серьезные вопросы. Однако по процедурам участия в этой европейской структуре прекратить финансирование прямо сейчас, думаю, уже просто невозможно.
Ясно, что блокирование очередного транша сделано в предварительной форме, с неким предложением: либо увеличить российское участие и сделать его равноправным, либо Россия выйдет из ПАСЕ полностью, в том числе финансово.
Вообще, финансовый рычаг всегда используется в международных организациях, когда те начинают дискредитировать и дискриминировать ту или иную страну. Это вполне естественный ход. Другое дело, что многим в России хотелось бы, чтобы это было сделано раньше. Но это единственный цивилизованный и одновременно достаточно жесткий ход, которым можно воздействовать на эту организацию.
Дмитрий Дробницкий: ПАСЕ — символическая организация, не имеющая никакого веса в европейских делах
При этом не стоит забывать, что ПАСЕ — символическая организация, которая не имеет в европейских делах никакого права слова».