14 сентября 2017 - 12:36

На территории России и Белоруссии начались совместные стратегические учения «Запад-2017». Как сообщает Минобороны, российские и белорусские военные планируют отработать взаимодействие в составе региональной группировки войск.

На шести полигонах в Белоруссии и на трех в нашей стране в ходе маневров будут разыграны тактические эпизоды с боевыми стрельбами и широким применением авиации и ПВО.

Эти учения станут завершающим этапом совместной подготовки армий двух государств, они носят исключительно оборонительный характер и не направлены против кого-либо, подчеркивает военное ведомство.

Основные цели учений — совершенствование оперативной совместимости штабов различных уровней, сопряжение систем управления войсками и оружием, апробация новых уставных документов, получение командирами навыка планирования военных мероприятий и управления войсками на основе опыта современных вооруженных конфликтов.

Замглавы Минобороны России Александр Фомин в интервью немецкому каналу Deutsche Welle, отвечая на вопрос о том, связано ли расширение НАТО с «агрессивной политикой России», напомнил: «Во-первых, это НАТО разместилось у наших границ».

«Вы можете заметить, что Россия не размещала войска у границ Германии или Франции. Кто в таком случае является движущей силой? Давайте посмотрим на происходящее с другой стороны: военные учения "Запад-2017" — не повод для НАТО размещать войска прямо у российской границы», — подчеркнул Фомин.

Объясняя название учений, замминистра сказал, что «Запад» не следует воспринимать в политическим смысле — как термин, включающий страны Запада, Европейского союза или членов НАТО. «Под этим названием подразумевается западная часть России и Белоруссии, которая расположена западнее России», — добавил представитель ведомства. Он категорически отверг обвинения в том, что наша страна готовит «плацдарм для оккупации» Литвы, Польши или Украины.

Из 12,7 тысячи военнослужащих, участвующих в маневрах, 7,2 тысячи — из Белоруссии и 5,5 тысячи — из России. В учениях также задействуют порядка 70 самолетов и вертолетов, 680 единиц боевой техники, в том числе около 250 танков, 200 орудий, реактивных систем залпового огня и минометов и десять боевых кораблей. Ряд стран НАТО выразили беспокойство в связи с планируемыми учениями, однако Москва подчеркнула, что не нарушает никаких международных соглашений.

Андрей Кошкин, полковник запаса, эксперт Ассоциации военных политологов, заведующий кафедрой политологии и социологии РЭУ им. Г.В. Плеханова:

«Агрессивная риторика против проведения учений "Запад-2017" началась с заявления командующего американскими войсками в Европе, генерал-лейтенанта Бена Ходжеса о том, что эти российско-белорусские маневры могут стать троянским конем. Он заподозрил Россию в намерении оставить свои вооруженные силы и боевую технику на территории Белоруссии и сконцентрировать их в направлении европейских государств.

Высказывания, что учения носят исключительно агрессивный характер против западных государств, подхватили страны Балтии и Украина.

Но есть и положительные тенденции. Например, после того как министр иностранных дел Латвии встретился со своим белорусским коллегой, он убедительно сообщил прессе, что Рига больше не считает планируемые учения агрессивными.

Изменилась тогда и риторика Эстонии, но не так кардинально, как хотелось.

Отмечу, что в маневрах участвует менее 13 тысяч человек, из них большая часть — белорусские военнослужащие. Учения плановые, проходят раз в два года и довольно широко освещаются, о них все известно.

Однако ряд стран счел своим долгом предпринять ответные действия. Так, в Швеции сейчас разворачиваются масштабные военные учения Aurora-17. Хоть Стокгольм и не относится к НАТО, но на всякий случай решил доказать свою лояльность атлантическому блоку. На Украине для совместных с США и НАТО учений "Быстрый трезубец" набрали около 2 тысяч военнослужащих, стремясь показать монолитность государств, участвующих в этих маневрах. В Польше сейчас разгружается боевая техника.

При этом российско-белорусские учения, в отличие от западных, абсолютно не агрессивные. Они носят оборонительный характер, и, что самое главное, направлены против реальной, а не надуманной опасности — угрозы терроризма».