21 декабря 2017 - 16:01

Международный трибунал по бывшей Югославии. 24 года он судил обвиняемых в военных преступлениях на Балканском полуострове. Как отметил президент МТБЮ Кармел Агиус, трибунал выносил приговоры «отдельным лицам, а не народам, не странам и не правительствам». Он считает, что это делалось «беспристрастно, эффективно». 

За время существования МТБЮ были рассмотрены дела 161 человека. 90 из них были осуждены, всего 20 оправданы, напоминает «РИА Новости». 56 человек уже отбыли наказание. Главный обвиняемый трибунала, бывший сербский лидер Слободан Милошевич, остался по закону невиновным, так как скончался в 2006 году в тюремной камере от обширного инфаркта, так и не дожив до приговора. Адвокаты политика просили суд разрешить Милошевичу пройти лечение в России, однако им было отказано. Обстоятельства смерти сербского президента так и не выяснены до конца. 

Еще одним известным обвиняемым стал генерал Ратко Младич, бывший командир армии боснийских сербов. В этом году он был приговорен к пожизненному заключению. Суд посчитал доказанной его вину по 10 пунктам, в том числе по геноциду мусульман в Сребренице. Младич уже пережил два инсульта и инфаркт, он тоже просил разрешить ему пройти курс лечения в РФ, однако МТБЮ отпустить его отказался. 

По решению трибунала 40-летнее заключение отбывает экс-лидер боснийских сербов Радован Караджич. Он, как и Младич, осужден за преступления в Сребренице. Караджичу уже 72 года, поэтому в тюрьме он проведет, по сути, остаток жизни. 

В ноябре этого года прямо в зале суда покончил с собой, выпив яд, хорватский генерал Слободан Праляк. Всего в гаагской тюрьме окончили свою жизнь более 10 осужденных и находившихся под следствием руководителей бывшей Югославии. 

Запад уверен, что МТБЮ был беспристрастным и объективным. Однако Россия и Сербия с этим не согласны. В Москве обращают внимание на то, что сербов судили значительно чаще и строже, чем хорватов. По мнению главы МИД РФ Сергея Лаврова, работу трибунала нужно было завершить давно.

Эдуард Лимонов, писатель:

«Конечно, я не согласен с оценкой Агиуса, что трибунал был "беспристрастным". Я считаю, что там собрались отпетые мерзавцы. И вообще, этот Международный трибунал нелегитимен. Нас, например, никто не спросил. Насколько я понимаю, даже с Советом безопасности ООН не было консультаций, то есть его всучили. Я думаю, что эти судьи должны быть наказаны.

У меня множество друзей было приговорено. Я знал и Ратко Младича, и самого Слободана Милошевича и Радована Караджича. Когда был в Сербии, все эти люди были мне знакомы. Они национальные герои сербского народа. Была гражданская война, и они делали свое дело. 

Трибунал был неправомочен. Это такая дамба западных людей. Основное население России не понимало, что там происходит. Но теперь, когда в спорте творится беспредел по отношению к нашим атлетам, — это хотя бы в миниатюре дает представление о том, что собственно делалось в Международном трибунале по бывшей Югославии».

Армен Гаспарян, публицист:

«Работа трибунала — это абсолютно неприкрытый цинизм и подлость, потому что судили все время одних и тех же — сербов. Причем многочисленные военные преступления, которые совершали косовские албанцы или хорваты, никого не интересовали. Даже если дело доходило до суда, то они отделывались легким испугом, а сербы всегда получали по максимуму. 

Российская Федерация много раз на самом высоком международном уровне обращала внимание международного сообщества на то, что на самом деле происходит в формате Гаагского трибунала. Но, как обычно, слушать никто ничего не хочет, потому что там есть позиция, выработанная Соединенными Штатами Америки, и она считается единственно верной и правильной. Поэтому судили сербов. Спасибо хотя бы на том, что они не дошли до того, чтобы обвинить весь народ в военных преступлениях. 

Хорошо, что эта постыдная история заканчивается. Но меня не покидает чувство, что вместо Международного трибунала по бывшей Югославии они придумают еще что-нибудь, потому что настроения в сербском обществе никуда не делись. И каким-то образом давить на сербов им все равно предстоит. Я вполне допускаю, что вместо МТБЮ они введут что-то аналогичное и продолжат заниматься тем же самым».

Дмитрий Аграновский, адвокат:

«Я слушал все эти термины "судил", "выносил приговоры", "наказание". Это действительно судебные термины, но к этому органу они не имеют совершенно никакого отношения. Этот так называемый трибунал — всего-навсего орган расправы победителя над побежденными. В нем только совершалось глумление над военнопленными. Ничего общего с законами и справедливостью эта организация не имеет. Это одна из наиболее позорных страниц в истории Европы. 

То, что эта расправа над проигравшей стороной растянулась на 24 года, само по себе позорно и ничего общего с объективностью не имеет. Фактически это некий урок, который давался непокорным народам — прежде всего, сербам и отчасти русским. Но на русский народ это действовало обратным способом. Мы наблюдали за деятельностью этой организации, и это было очень тяжело. Мы видели, как наши братья умирают, как Милошевич, или над ними издеваются, как над Младичем или над Караджичем. Было очень больно на это смотреть.

Я надеюсь, что все, кто находится в этих гаагских застенках, кто находится сейчас в плену у этой империи зла, все они будут освобождены, вернутся домой к своим семьям. С другой стороны, я рад, что сегодня закрыта, перевернута одна из наиболее позорных страниц в истории Европы, которая прямо поддерживалась Соединенными Штатами. Надо нам сделать выводы. Горе побежденным, как говорили римляне. Если вас победили, то вас не просто разгромят — над вами будут издеваться, мучить, вас будут подвергать унижениям на всех этих псевдопроцессах. 

Мне очень жаль наших сербских братьев. Я надеюсь, что Россия не оставит Караджича и Младича и каким-то образом поможет в их освобождении. Может, поменяет на кого-нибудь или еще что-то. 

Вспомните, Младич вышел на так называемый приговор в галстуке КПРФ. Здесь даже дело не в КПРФ: он просто хотел показать таким образом, с кем он, что он с Россией и Советским Союзом. И он это сделал наиболее наглядным способом. Милошевича хоронили под «Подмосковные вечера».

В Югославии мучили наших братьев, которых мы в те годы не могли спасти, издевались над ними. Но оптимизм ситуации в том, что теперь очень многое изменилось и сейчас такая операция, как была в Югославии, на мой взгляд, была бы просто невозможна. Наши власти сделали очень серьезные выводы из этого, мы видим это в Сирии. 

Я надеюсь, что все наши братья будут из этих застенков освобождены, а всем, кто как-то был причастен к Гаагскому трибуналу, я просто скажу — будьте прокляты все вы, пусть будут прокляты все ваши семьи, весь ваш род до седьмого колена. Вы враги цивилизации, враги рода человеческого».