Пленум Верховного суда России принял постановление с разъяснениями для судей по вопросам применения законодательства о публичных мероприятиях, сообщается на сайте ведомства. Это первое постановление пленума ВС РФ, касающееся уличных акций с момента принятия в 2004 году закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
В Верховном суде напомнили, что органы власти вправе отказать в согласовании публичного мероприятия только в двух случаях. Отказ предусмотрен, если лицо, подавшее уведомление, не вправе быть организатором публичного мероприятия или выбрано место, где проведение публичного мероприятия запрещается. Предложение перенести место или время проведения публичного мероприятия «не может быть произвольным, немотивированным и должно содержать конкретные данные, свидетельствующие об очевидной невозможности проведения этого мероприятия в заявленном месте и (или) в заявленное время».
Вместе с тем простые неудобства, вызываемые проведением публичного мероприятия для других граждан, и предположения о возможности возникновения таких неудобств «сами по себе не могут являться уважительной причиной для изменения места и (или) времени проведения публичного мероприятия». Пленум ВС РФ пояснил, что к уважительным причинам могут быть отнесены сохранение бесперебойной работы жизненно важных объектов инфраструктуры и связи, общественного порядка и безопасности граждан, создание помех для доступа граждан к жилью или угрозы ДТП, даже если дополнительные меры не могут это устранить.
Если в течение трех дней со дня получения уведомления о проведении публичного мероприятия представители власти не довели до организатора никаких обоснованных предложений о переносе или приведения форм или целей акции в соответствие с требованиями закона, то публичное мероприятие может расцениваться как согласованное, отметили в ВС РФ. Исключение составляют обстоятельства, когда организатор уклоняется от получения соответствующего предложения.
В принятом сегодня постановлении также разъяснены вопросы привлечения к административной и уголовной ответственности как за воспрепятствование проведения публичных акций, так и за нарушение их организаторами и участниками. Административный арест за несоблюдение правовых норм в ходе публичных мероприятий должен назначаться, если применение штрафа не предотвратит новых правонарушений.
Дмитрий Аграновский, адвокат:
«Я не заметил в этом нормативном акте ничего принципиально нового. Мы привели свое законодательство в соответствие с европейскими нормами, с теми конвенциями, которые у нас и так были ратифицированы и действовали. Однако на практике всегда найдется масса способов для того, чтобы отказать в проведении массовых мероприятий. Не стоит забывать, что правоприменители зачастую расширяют список запретов. Они перестраховываются.
В западной модели процедура разрешения организации и проведения массовых мероприятий вообще отсутствует. То есть там подается уведомление, и власти обязаны обеспечить проведение митинга или шествия. Но если мероприятие начинается как мирное, а затем переходит в массовые беспорядки, то оно, соответственно, теряет свою легитимность, и тогда вводятся жесткие санкции.
Дмитрий Аграновский: В западной модели процедура разрешения организации и проведения массовых мероприятий вообще отсутствует
Я считаю, организация массовых мероприятий в России должна строиться по такому же принципу — носить уведомительный характер, исключающий долгие и мучительные согласования. Но при малейших попытках перехода к насилию должны применяться жесткие меры к нарушителям. Однако как раз этого в постановлении пленума я не увидел.
Напомню, что, по Конституции РФ, согласование всех общественно-массовых мероприятий в нашей стране носит уведомительный характер. Сама же процедура разрешения установлена подзаконными актами и их, к сожалению, в судах трактуют как запретительные.
На мой взгляд, надо в принципе демократизировать, в хорошем смысле этого слова, применение законодательства об общественно-массовых мероприятиях. Они существуют для выпуска пара и проводить их надо в центре города, чтобы люди их видели, чтобы чувствовали свою сопричастность к политике и понимали, что власть их слышит. Для этого нужно определить места, где можно организовывать митинги, шествия, демонстрации, и чтобы муниципальные власти не имели права в принципе отказывать в их проведении».