06 августа 2018 - 15:55

В понедельник исполняется четыре года с введения Россией продовольственного эмбарго в отношении стран Европы, США, Канады, Норвегии и Австралии. 

Президент России Владимир Путин 6 августа 2014 года подписал указ, запрещающий ввоз в РФ некоторых видов продуктов. Под запрет попали поставки говядины, свинины, мяса птицы, рыбы, морепродуктов, сыров, молока, фруктов и овощей. Москва взяла курс на импортозамещение. 

Продовольственное эмбарго стало ответом на санкции, введенные Западом в отношении России после присоединения Крыма. По мере сохранения западных санкций Россия также продлевала ответные меры. Пока запрет на поставки иностранных продуктов действует до конца 2019 года.

От введенного РФ продовольственного эмбарго в первую очередь выиграли российские производители. За четыре года их доля на рынках фруктовой, овощной, сырной, молочной и мясной продукции значительно расширилась. По оценкам британской Financial Times, если в 2013-м Россия импортировала 35% продовольствия, то сейчас — не больше 20%. 

Уже в первый год после введения контрсанкций производство мяса птицы в России увеличилось почти на 10% — с 4161 до 4563 тысяч тонн. Темп роста в 7-8% эти подотрасли сохраняют до сих пор.

В 2016-м Россия впервые за десять лет обогнала по экспорту пшеницы США, а в прошлом году — Евросоюз, став крупнейшим в мире поставщиком этого товара. По оценкам американского Министерства сельского хозяйства, сейчас Россия контролирует 22% мирового рынка пшеницы (Евросоюз — 14%, США — 13%).

От российских контрсанкций выиграли и страны СНГ. Молдавия, Армения, Азербайджан, Киргизия, Узбекистан значительно нарастили экспорт в Россию овощей и фруктов, животноводческой продукции. Позитивный эффект от продэмбарго ощутили и птицеводы Казахстана.

А вот представители западного бизнеса понесли существенные убытки. Франция потеряла 1,5% экспорта сыра и масла. 

«Потеря такого потребителя послужила ухудшению экономической ситуации производителей молочной продукции во Франции, но также и в других регионах мира, особенно в 2015 и 2016 годах», — рассказал в комментарии для «РИА Новости» Жиль Псальмон из Национальной федерации производителей молока Франции.

Сельхозпроизводители Испании, которые в 2014 году заявили об ущербе от контрсанкций на сумму как минимум в 340 миллионов евро, также отметили, что негативное влияние эмбарго продолжается до сих пор. 

«Влияние санкций было очень серьезным, и последствия до сих пор чувствуются. Россия — часть Европы, и это естественный рынок для испанских производителей фруктов и овощей, поскольку речь идет о скоропортящихся продуктах», — заявил «РИА Новости» Хосе Мария Посанкос, генеральный директор Fepex — Испанской федерации ассоциаций производителей-экспортеров фруктов, овощей, цветов и живых растений.

Посол России в Испании Юрий Корчагин отметил, что, по его данным, на сегодняшний момент в результате антироссийских санкций и ответных мер европейская страна потеряла уже 700 миллионов евро.

А как сами россияне оценили последствия эмбарго? Это решили выяснить специалисты из исследовательского холдинга «Ромир». Они провели опрос, в котором приняли участие 1,3 тысячи человек изо всех федеральных округов.

Абсолютное большинство (76%) респондентов заявили, что отсутствие на прилавках ряда продуктов из стран Европы и США на них никак не повлияло. О том, что нехватка ряда товаров ощущается, сказали только 24% опрошенных. Но даже среди них более трети (35%) все равно поддержали ответные ограничительные меры России против западных стран.

Алексей Мартынов, политолог, директор Института новейших государств:

«Самая, наверное, яркая иллюстрация к вопросу о том, что "потерял" наш рынок от продэмбарго, — это прошедший накануне в Истринском районе Подмосковья фестиваль российского сыра. Мы увидели там прекрасный российский продукт, который совершенно не уступает ни итальянским, ни французским сырам, которые к нам завозились, потому что у нас не было традиции их производства.  

Западные эксперты и аналитики сегодня уже сами признают, что от антироссийских санкций, введенных 4 года назад под давлением США, на самом деле потеряли европейские компании и производители, которые лишились российского рынка. Этот ущерб выражается не только в деньгах, но и в сокращении рабочих мест. При этом ничего из того, что декларировалось при объявлении этих санкций, достигнуто не было. Благодаря тому, что российская экономика вовремя перестроилась и были предприняты определенные меры превентивного характера, никаких обвалов не случилось. Мы это видим по изобилию товаров в наших магазинах. Те ниши, которые освободились на нашем рынке благодаря санкционной политике Запада, заполнили отечественные товаропроизводители и наши партнеры из Азии, Китая, Латинской Америки и других государств, которые не входят в Европейский союз и не следуют слепо за западными странами.  

Поэтому потеряла, конечно, Европа. Сильнее всего это ощутили в Германии и Франции. Они теряли в миллиардах евро. И это только прямые убытки, не считая дополнительной прибыли, которую эти страны могли получать. Но и самое главное — с рынка легко уйти, а для того чтобы его обратно завоевать, потребуются титанические усилия, средства и время. 

При этом замены российскому рынку европейские производители так и не нашли. И, естественно, их заклятые американские партнеры не дадут им ни квадратного метра какого-то рынка, который они сами контролируют, более того, мы видим элементы торговой войны в отношении ряда европейских стран и производителей со стороны США. Европа, на мой взгляд, оказалась в глупом положении. Мало того, что они потеряли в деньгах, они потеряли уважение как со стороны тех же американцев, которые подбили их на эти санкции, так и со стороны бывших друзей и партнеров в России, которые считали их более суверенными в своей политике или, по крайней мере, более прагматичными с точки зрения отстаивания своих собственных интересов». 

 

Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления:

«Россия выиграла, безусловно. Наш потребительский рынок теперь фактически защищен изнутри. Мы, наконец, поняли, что нам надо заниматься сельским хозяйством как одной из базовых отраслей, которая обеспечивает безопасность страны.

Правительство предприняло определенные поощрительные меры для развития агропромышленного комплекса, и они дали свои результаты. Были созданы специальные фонды развития сельского хозяйства, по линии банков реализовывались программы кредитования. Все это способствовало достижению серьезных успехов в отрасли. 

Россия впервые за долгие годы стала крупнейшим экспортером зерна, мы смогли полностью обеспечить себя мясом птицы и свинины отечественного производства. 

Я думаю, в Европе поняли, что все эти санкции по отношению к России мало того что не справедливы с юридической точки зрения, так они еще совершенно бессмысленны в экономическом плане. Это почувствовали не только производители сельхозпродукции, но также и те, кто занимается производством оборудования для агрокомплекса и переработкой.

Так что, подводя итог, можно сказать, что это эмбарго, введенное в одностороннем порядке, для России имеет благоприятные последствия, отечественные потребители уже забыли, что живут в эпоху эмбарго, а Запад, как принято сейчас говорить, выстрелил себе в ногу».