16 августа 2018 - 17:00

Завтра исполняется ровно двадцать лет с тех пор, как в России произошел один из самых тяжелых в истории экономических кризисов. 17 августа 1998 года курс рубля в стране упал в полтора раза. Он продолжал опускаться и дальше и всего через полгода понизился более чем в 3 раза — с 6 рублей за доллар перед дефолтом до 21 рубля за доллар 1 января 1999 года. 

Падение рубля произошло на фоне тяжелой экономической ситуации в РФ, которая усугублялась неэффективной макроэкономической политикой, проводившейся властями в середине 1990-х годов. До дефолта инфляция сдерживалась за счет искусственно завышенного курса рубля. Это сочеталась с мягкой бюджетной политикой — необоснованно раздутыми бюджетами, которые принимала Госдума.

Толчок к возникновению кризиса дали два внешних фактора. Во-первых, резко снизились мировые цены на товары топливно-энергетического комплекса — основной статьи российского экспорта. Во-вторых, в 1997 году произошел кризис в Юго-Восточной Азии, который стал серьезным потрясением для всей мировой экономики. 

Для того чтобы стабилизировать ситуацию, российское правительство и Центробанк пошли на крайние меры: был объявлен технический дефолт по основным видам государственных долговых обязательств. Одновременно объявили об отказе от удержания стабильного курса рубля по отношению к доллару.

Последствия кризиса серьезно повлияли на развитие экономики и страны в целом. Сбережения россиян в пересчете на твердую валюту обесценились, уровень жизни упал, количество получающих пособие по безработице выросло в два раза.

Доверие населения и иностранных инвесторов к российским банкам и национальной валюте было подорвано. Разорилось большое количество предприятий. Банковская система оказалась в коллапсе минимум на полгода, несколько банков объявили о банкротстве. 

Экономический кризис усугубился политическим. Вскоре после дефолта ушли в отставку премьер-министр Сергей Кириенко и глава ЦБ РФ Сергей Дубинин. Им на смену пришли Евгений Примаков и Виктор Геращенко.

Тем не менее дефолт имел и позитивный эффект. Изменения в экономической политике правительства и ЦБ после смены руководства оказали положительное влияние на развитие экономики. Ориентированные на экспорт предприятия получили дополнительные преимущества в конкурентной борьбе на внешнем рынке. Предприятия, производящие продукцию для внутреннего рынка, стали более конкурентоспособными, поскольку иностранная продукция резко возросла в цене. Произошли многие структурные изменения. Снижение показателей развития экономики сменилось подъемом.

Никита Масленников, экономист, политолог, руководитель направления «Финансы и экономика» института современного развития:

«В августе 1998 года мы пережили действительно глубокий кризис, который стал шоком и для экономики страны, и для населения. Тем не менее дефолт выполнил и очистительную, и в какой-то мере стимулирующую роль, что позволило нам в нулевых годах начать ускорение и выстраивание той экономической системы, которую мы сейчас имеем.

Что касается причин дефолта, их несколько. Прежде всего это валютный кризис в азиатских экономиках в 1997 году, который, естественно, захватил Россию, а также снижение нефтяных цен в мире. Поскольку мы нефтепроизводящая и нефтеэкспортирующая страна, на нас это отразилось самым серьезным образом — резко сократился приток нефтедолларов. Кроме этого, в то время состояние российской экономики усугублялось дефицитностью государственного бюджета. Его пытались закрыть выпуском краткосрочных гособлигаций. Однако в силу неустойчивости экономики ГКО превратились в финансовую пирамиду. Со всеми этим "багажом" страна входила в 1998 год.

Правительство тогда обсуждало разные сценарии развития событий, в том числе девальвацию рубля. Но вмешались внутриполитические обстоятельства — отставка правительства Черномырдина и затянувшееся назначение нового премьер-министра Сергея Кириенко. Время для принятия важнейших решений было упущено. В итоге все закончилось дефолтом.

Тем не менее уроки из событий 1998 года извлечены. После всей этой ситуации уже к началу нулевых страна принимала бездефицитные бюджеты. Я считаю, что в финансовой дисциплине были сделаны очень серьезные шаги. Мы стали стремительно сокращать внешний долг. Сейчас у России одна из наиболее комфортных позиций по этому показателю среди не только развивающихся экономик, но и в целом по миру. Внутренний долг с тех самых времен у нас тоже находится под довольно жестким контролем, и риски выхода его из-под надзора финансовых властей практически отсутствуют. Кроме этого, мы начали накапливать суверенные резервы. По моим прогнозам, к середине следующего года национальный резервный фонд составит порядка 7% ВВП. Это позволит создать довольно надежную подушку безопасности на случай, если мировую финансовую экономику захлестнет новая волна кризиса. Тем не менее, вспоминая 1998 год, мы не должны расслабляться, наоборот, надо продолжать двигаться в рамках той экономической политики, которая позволяет сейчас выглядеть России на мировом фоне гораздо лучше других стран».

Владимир Уколов, проректор по организации научной деятельности института МИРБИС:

«В 1998 году мы не были готовы работать в жестких условиях. Именно поэтому, я считаю, избежать дефолта тогда было невозможно. Но история нас учит не повторять ошибок. За это время мы накопили большой опыт, у страны есть определенные финансовые резервы. Но самое главное, на мой взгляд, — граждане России повысили свою квалификацию. Теперь мы понимаем, что следует за принятием тех или иных экономических или управленческих решений. Поэтому такие решения принимаются взвешенно и осторожно.

В настоящее время я не вижу никаких оснований для какого-то нового дефолта. Российская экономика работает достаточно устойчиво. Сейчас активно во все сферы внедряется цифровизация. Она служит драйвером нового экономического роста. Вузы готовят высокопрофессиональных специалистов, в том числе и для киберпространства. Правительство выделяет на эти проекты достаточно большие деньги.

Активней развивать реальный сектор экономики, на мой взгляд, сейчас мешает проблема нехватки инвестиционных ресурсов. Это связано главным образом с санкциями Запада в отношении России. Поэтому производство сегодня развивается в основном за счет собственных вложений. Если для глобальных корпораций это нормальная практика, то средний и малый бизнес, который не располагает такими возможностями, испытывает трудности. Развитие производства не стимулирует и повышение НДС. К тому же это является обременением для потребителей.

Тем не менее, если в целом говорить о финансово-экономической системе России, я не вижу для нее никаких новых угроз. Антироссийские санкции, которые, бесспорно, тормозят экономику, вместе с тем дают возможность развивать собственные направления в сферах производства и реализации товаров. Что касается нашего основного сырьевого ресурса  нефти, то и здесь нет особых предпосылок для снижения цен. Ситуация либо стабильная, либо она развивается между ростом и стабилизацией.

В последнее время усилился контроль за расходованием бюджета, ужесточается нормативно-правовая система, это позволяет судам более эффективно работать с точки зрения возврата средств, утраченных государством. Все это внушает уверенность в то, что события августа 1998 года в России не повторятся».