15 ноября 2018 - 14:55

Большая палата Европейского суда по правам человека, рассмотрев жалобы блогера Алексея Навального на Россию, признала его задержания и аресты в 2012-2014 годах политически мотивированными. В заключении ЕСПЧ отмечается, что представленные адвокатами главы ФБК свидетельства «указывают на отдельные проявления системы, которая стремится неправомерно ограничить демократические права истца в нарушение Конвенции о правах человека». 

Согласно решению Большой палаты, Навальному из российского бюджета должны выплатить 50 000 евро компенсации морального ущерба, 1 025 евро компенсации материального ущерба, 12 653 евро компенсации на адвокатов и почтовые расходы — итого 63 678 евро. Такую же сумму ЕСПЧ присудил блогеру в феврале прошлого года, усмотрев тогда в шести случаях из семи нарушения права заявителя на свободу и справедливое судебное разбирательство (статьи 5 и 6 Европейской конвенции по правам человека). Также суд выявил нарушение статьи 11 (свобода собраний и объединений). В апреле 2017 года Минюст России обжаловал это решение в Большой палате ЕСПЧ, настаивая, что нарушений прав Навального не было. В ведомстве отмечали, что «аргументация российских властей сформирована с учетом мнения компетентных государственных органов». Навальный при этом продолжил настаивать на том, что против него была нарушена статья 18 Европейской конвенции (лишение свободы, нарушение права на выражение мнения и свободу собраний для политически мотивированных целей, не связанных с целями правосудия). Сегодня его претензии к России ожидаемо удовлетворили в Страсбурге. Решение Большой палаты стало окончательным. 

Общее число присужденных ЕСПЧ компенсаций Навальному составляет 128 000 евро. Стоит отметить, что в среднем суммы компенсаций за задержания во время массовых собраний не превышают 5 000 евро. Однако в отношении российского блогера эти показатели заметно превышены. Объективная статистика показывает, что обращения Навального рассматриваются минимум в три раза быстрее иных жалоб. Об этом свидетельствует Доклад ЕСПЧ 2016 года о долгосрочных перспективах развития правовой системы. В нем указано, что время, необходимое для решения конкретного дела из России, как правило, составляет 10 лет.

Членов судейской палаты ЕСПЧ неоднократно подозревали в ангажированности. Так, судья от Болгарии Йонко Грозев до своего назначения, будучи адвокатом, активно сотрудничал с «Агорой», многие члены которой проходили у него стажировку. Организация признана в РФ иностранным агентом. По данным СМИ, именно Грозев способствовал тому, чтобы российское отделение «Агоры» сосредоточилось на подаче жалоб против РФ в Страсбургский суд. 

О политизированности ЕСПЧ говорится уже не первый год, отмечает юрист Валерий Ермолин. По его мнению, этот орган, имеющий принципиальное значение в деле защиты прав человека в Европе, может повторить судьбу Международного трибунала по бывшей Югославии. Применение двойных стандартов, недальновидность и предвзятость отдельных судей полностью нивелировали значимость его решений.

Алексей Мухин, политолог, генеральный директор Центра политической информации: 

«ЕСПЧ уже давно потерял девственность в смысле своей неангажированности и объективности. Его решения чаще всего политически мотивированы. И постановление по жалобе Навального — не исключение. 

Мы столкнулись со своеобразной судейской бюрократией: господин Навальный поставил судебные иски на поток, и они рассматриваются ЕСПЧ в особом порядке. Таким образом Европейский суд позволяет блогеру зарабатывать на российском бюджете. Так что этот процесс перестал быть судопроизводством и превратился в политическую процедуру».

 

Армен Гаспарян, радиоведущий, писатель, публицист: 

«ЕСПЧ давно перестал быть судом. Сейчас это такой клуб по интересам, штампующий одни и те же политические решения. Этому есть объяснение. 

С 2014 года Россию начали лишать права голоса в ПАСЕ. В том числе это было использовано и для того, чтобы наполнить ЕСПЧ совершенно определенными судьями. И тогда Навальному и прочим удивительным людям, как говорится, пошла карта. Если ранее хотя бы изредка решения еще выносились в пользу России, то после этого как отрезало. 

Я совершенно не удивлен нынешнему решению ЕСПЧ. Более того, я бы поразился, если бы оно было другим. Наш блогер, который почему-то мнит себя политиком, снова будет трясти бумажками с постановлением суда перед своими донатчиками, а западные "партнеры" с удовольствием в очередной раз перескажут друг другу, как Европейский суд поддерживает опального российского блогера. Ну и на этом все закончится, потому что уже давным-давно никто не обращает внимания на всю вот эту суету. 

Меня другой вопрос больше волнует. Навальный обещал подать в ЕСПЧ жалобы, чтобы каждый задержанный на его замечательных митингах получил по 10 тысяч евро. А потом и он сам, и Леонид Волков, и кураторы из BBG как-то резво ушли в трясину и настойчиво молчат. Обманутые вкладчики должны же, наконец, получить свои дивиденды! Ну хотя бы в виде простого упоминания на "Радио Свобода" о том, что о них не забыли. Но пока тишина».