Идея о центре мировой цивилизации начала формироваться еще в античную эпоху. Древний Рим, прозванный современниками caput mundi (с лат. — «столица мира»), представлялся носителем верховной власти на земле. После того как в 476 году варвар-наемник Одоакр сверг последнего западно-римского императора Ромула Августа и отослал диадему с пурпурной мантией византийскому императору Зенону, Вторым Римом стал Константинополь.
Смещение центра римской цивилизации на Восток породило концепцию translatio imperii (с лат. — «переход империи»). Учитывая, что христианство уже было провозглашено Константином Великим государственной религией, философская доктрина дополнилась и религиозными смыслами. Однако Второй Рим — Константинополь — так же как и первый подвергся нашествию захватчиков, пав под их натиском. Произошло это в 1453 году, когда турки-османы захватили Царьград и он перестал быть средоточием христианской власти.
Среди православных мыслителей вновь стал актуальным вопрос о центре восточного христианства. Сербы, например, считали будущим Третьим Римом Белград, болгары — Великое Тырново, но во второй половине XV века большинство территорий этих государств уже находилось под властью Османской империи. Единственным независимым православным царством оставалось Русское государство. К концу XV века оно сбросило ярмо монголо-татарского ига. Завершался и процесс централизации русских княжеств.
Укреплявшееся Русское государство постепенно расширяло и свое международное влияние. Религиозная преемственность от Константинополя к Москве подразумевала и преемственность политическую. Она подкреплялась браком Ивана III и племянницы последнего византийского императора — Софьи Палеолог. В это же время Москвой были приняты царский титул и византийский герб. В глазах подданных и иноземцев государь всея Руси становился гарантом сохранения православных церковных канонов.
Известная формула «Москва — Третий Рим» прозвучала в первой половине XVI века. Связана она была с той самой философской концепцией о переносе «центра мира» в столицу Русского государства. Автором данной концепции считается инок псковского Елеазарова монастыря Филофей. В посланиях к думному дьяку Михаилу Мисюрю-Мунехину и русскому царю Василию III (сыну Ивана III) монах писал о роли «Рима земного», которая уготована Москве.
«Первые два Рима погибли, третий не погибнет, а четвертому не бывать». Таким образом, за Москвой закреплялся статус единственного и последнего центра восточного христианского мира.
Русь (Россия) в качестве защитницы христианской веры становилась ответственной за христиан, находившихся в подданстве Османской империи, а потому должна была активно включаться в борьбу с турками-османами. Служение этой миссии особенно четко прослеживается в ходе многочисленных русско-турецких войн. Порой главной причиной походов против Порты становились гонения на православных в Греции и на Балканах.
В новейшей истории Москва последовала вековым традициям. Сербы до сих пор видят в нас своих защитников-единоверцев. Это подтвердил недавний визит президента РФ Владимира Путина в Белград, где на площади у собора Святого Саввы его встречали более 120 тысяч человек. В руках сербы держали не только государственные флаги, но и православные иконы. Здесь также нужно отметить, что важнейшей задачей российских военных в Сирии стало сохранение местной христианской общины. Так, во время российско-ливанских переговоров, состоявшихся в Москве 26 марта, президент Ливана Мишель Аун лично поблагодарил Владимира Путина за защиту христиан Ближнего Востока.