Фильм Павла Лунгина «Братство» не выйдет на экраны 9 мая. Это подтвердил министр культуры РФ Владимир Мединский. Тем не менее, прокатное удостоверение картина получила и будет показана в кинотеатрах. Дата релиза пока не назначена. Ожидается, что премьера состоится после Дня Победы. Фильм рассказывает о последних днях операции советских войск в Афганистане накануне их вывода.
Картина вызвала неоднозначную реакцию у российских парламентариев и историков. А главное, фильм резко осудили уже посмотревшие его ветераны войны в Афганистане. Напомним, ранее председатель Всероссийской общественной организации ветеранов «БОЕВОЕ БРАТСТВО», бывший командующий 40-й армией в Афганистане генерал-полковник Борис Громов обратился к министру культуры РФ с просьбой лишить прокатного удостоверения новый фильм Павла Лунгина. Герой Советского Союза, руководивший выводом наших войск из ДРА, назвал картину «Братство» примером «классической черной русофобии».
С Борисом Громовым солидарен и полковник запаса, военный обозреватель «Комсомольской правды» Виктор Баранец. По его мнению, в фильме Лунгина прежде всего речь идет о советских солдатах и офицерах — о наследниках победителей нацизма. «И если бы победители видели, какие у них наследники, они, наверное, плюнули бы в лицо тем героям, которых изображает Лунгин. А наши ветераны Великой Отечественной войны, наоборот, говорят большое спасибо детям и внукам, которые честно выполнили свой долг на Афганской войне, — заявил Виктор Баранец. — Мы должны поклониться людям, которые выиграли победу, и тем солдатам и офицерам, которые честно дрались на Афганской земле, а не воровали муку и не мародерствовали».
Историк и журналист Армен Гаспарян считает, что будущий выход на экраны «Братства» означает возврат к методологии эпохи перестройки, когда партия и руководство страны просто предали и унизили свою армию, людей, которые проливали за страну кровь.
«То, что в год 30-летия окончания спецоперации советских войск в Афганистане, когда наоборот надо воздавать должное подвигу солдат и офицеров, начинаются опять эти подлые и грязные спекуляции, я считаю, это, мягко говоря, неправильно», — отметил эксперт.
Историк напомнил, что государство долгие годы молчало про афганскую кампанию и этим воспользовались определенного рода люди.
«Вот сейчас это, видимо, вершина этого айсберга. Но это за гранью моего понимания. Я никогда с подобным, наверное, не смирюсь», — заключил журналист.
По мнению доцента кафедры политологии и социологии РЭУ им. Плеханова Александра Перенджиева, в Вооруженных силах, как и везде, есть проблемы, но это не значит, что их не пытаются решить.
«Я, знаете, вообще не понимаю, чего добиваются люди, которые снимают фильмы, очерняющие нашу армию и историю. Мы не говорим, что у нас нет проблем в Вооруженных силах, мы не говорим, что у нас все идеально. Но это не значит, что раз у нас есть проблемы, то мы не пытаемся их решить. Да, есть случаи, когда военнослужащие совершают преступления, есть случаи, когда они недостойно себя ведут, и такое бывает. Но командование и воинский коллектив принимают меры, наказывают виновных, действуют в соответствии с законом и требованиями воинских уставов», — подчеркнул доцент РЭУ им. Плеханова.
По словам Александра Перенджиева, фильмы, подобные «Братству», больше похожи на акты информационной войны.
«Я считаю, что такие фильмы — это акты гибридной, информационной войны. Преподносится это так, что вроде бы свои снимают. Свои — не западные. Вроде как они — борцы за правду. Но пытаясь выдать эту правду, на самом деле они показывают откровенную ложь», — считает Перенджиев.
Он отметил: как во время войны в Афганистане, так и после нее в Вооруженных силах любые нарушения и преступления всегда пресекались и командованием, и военной прокуратурой в соответствии с законом и воинскими уставами.
«Все это пресекалось командованием и военной прокуратурой. И сейчас это все делается. В любом случае, это то же самое, что показать Россию не так, как она есть, а показать одних уголовников и их жизнь и сказать, что вот это и есть наше российское общество. Вот то же самое делают эти кинематографисты, когда они снимают такие фильмы про армию. Это просто желание заработать на этом деньги. Другого желания — показать хорошие стороны военнослужащих, как армия воспитывает молодых людей — я не вижу», — отметил Александр Перенджиев.
Режиссер Павел Лунгин использует свой талант самым разрушительным образом, считает политолог и публицист Анатолий Вассерман.
«Все творчество Лунгина настолько антирусское, насколько вообще в его силах. Этот человек — не лишенный таланта, но он использует свой талант самым разрушительным образом. Зритель реагирует на это соответственно», — заявил Анатолий Вассерман, отметив, что картины режиссера не окупаются в российском прокате. «В постсоветское время, насколько я знаю, только один фильм Лунгина окупился в прокате — "Остров". И окупился он благодаря тому, что там использовался образ, хоть и карикатурный, образ юродивого. А во всех остальных фильмах персонажи изображены в разной степени злобности и карикатуры», — добавил эксперт.
Политолог напомнил, что Лунгин в своих фильмах демонстрирует искаженные исторические факты. «Например, в фильме "Царь" история Ивана IV показана в трактовке Карамзина, хотя серьезные специалисты уже давно пришли к мнению, что Карамзин, работавший при династии Романовых, сильно оболгал династию Рюриковичей. Особенно Ивана Грозного, который боролся с той группой бояр, из которых вышли Романовы», — отметил публицист.
Вассерман обратил внимание на то, что деньги на очередной «лживый пасквиль» Лунгину выделил российский Фонд кино.
«Я совершенно не сомневался в том, что если Лунгин снимает кино, посвященное какому-то эпизоду истории России, то он обязательно снимет лживый пасквиль. Самое пакостное в этой истории, что деньги Лунгину на съемку дал Фонд кино», — подчеркнул политолог. Вассерман также напомнил, что фильм «Братство» посмотрели люди, прошедшие войну в Афганистане.
«Они уже объяснили, как именно наврал Лунгин и почему. И к этому мне добавить просто нечего», — заключил политолог.