09 декабря 2015 - 17:58

Глава правительства России Дмитрий Медведев ответил в прямом эфире на вопросы журналистов российских телеканалов. Вопросы премьер-министру задавали представители пяти российских СМИ: Ирада Зейналова от «Первого канала», Сергей Брилев от ВГТРК. НТВ представлял Кирилл Поздняков, Михаил Фишман — «Дождь» и Елизавета Осетинская — РБК. Премьер-министр подвел итоги уходящего года и рассказал о дальнейших планах правительства. Говорили, в основном, об экономике. Разговор проходил в прямом эфире и продолжался чуть более полутора часов. Тем обсудили много. Среди наиболее важных: антикризисный план правительства, социальная экономика, ситуация с украинским долгом России и российско-турецкие отношения.

По мнению Медведева, финансовая ситуация в России стабилизировалась, но курс рубля колеблется в зависимости от нефтяных цен. «Действительно, рубль перешел к совершенно новому состоянию: он находится в свободном плавании, и это хорошо, потому что никто не диктует, каким рублю быть. Но, чего скрывать, он у нас очень сильно подвязан под нефтяные доходы и очень сильно подвязан под цену нефти», — заявил глава российского правительства. Медведев убежден, что российская экономика доказала свою самодостаточность. Уходящий год показал, что Россия может жить и развиваться даже в условиях закрытости международного рынка заимствований.

Также Дмитрий Медведев ответил на вопросы по теме пенсий. Его пояснения коснулись выплат работающим пенсионерам и возможного повышения пенсионного возраста. По словам премьера, в правительстве лишь обсуждают вопрос о повышении пенсионного возраста. «Продолжительность жизни выросла, поэтому мы вправе поставить вопрос о том, когда выходить на пенсию. Но эту тему еще надо обсуждать. Тут нужна постепенность. Пока по вопросу о повышении пенсионного возраста идет дискуссия, никаких решений не принято», — сообщил журналистам глава правительства РФ. Кроме того, Дмитрий Медведев опроверг миф о падении социальных затрат. «Расходы на образование и здравоохранение стабильны, они не падают», — заявил премьер. Медведев предупредил тех, кто хочет брать деньги за бесплатные медицинские услуги: «по рукам дадим и по другим частям тела».

По словам Медведева, региональные власти должны навести порядок со льготами для бывших высших региональных должностных лиц. «По регионам действительно существует решение о выплате всяких разных бонусов и о содержании государственного аппарата — бывшего, высших должностных лиц за счет местных региональных бюджетов. Это дело регионов. Я считаю, регион должен по-честному признаться своим гражданам. Если у них был совершенно выдающийся руководитель региона, нужно выйти и сказать: “Мы хотим оставить ему содержание, машину, дачу”. Но если люди против этого, то эти льготы должны быть сокращены», — считает премьер-министр. При этом Медведев отметил, что решение о сокращении таких льгот должно исходить от региональных властей, а не от федерального правительства.

В ходе общения с журналистами Дмитрий Медведев коснулся и российско-украинских отношений в контексте украинского долга и попыток энергетической блокады Крыма со стороны украинских радикалов. Действия последних российский премьер охарактеризовал как геноцид. «То, что произошло в Крыму со светом, — это настоящий геноцид. Абсолютно хамское решение Киева, просто свинство», — заявил Дмитрий Медведев. Что касается украинского долга, глава правительства РФ уверен, что он возвращен не будет. «Есть ощущение, что не вернут, потому что жулики», — поделился своим мнением Медведев. Тем не менее, Россия пойдет в суд по вопросу о долге Украины, будет добиваться дефолта по кредиту и по всем украинским заимствованиям, заверил премьер.

Также прозвучал и волнующий многих вопрос о последствиях ограничения поставок турецких товаров. Его ввели после того, как турецкие военные сбили в небе над Сирией российский бомбардировщик.

У премьера спросили, насколько ограничения импорта скажутся на ценах. «Это не очень большой объем поставок. По мнению аналитиков, это добавит в инфляцию 0,2%. Поэтому всплеска цен по такому поводу не будет. Но государство должно контролировать, что делают поставщики продовольствия. Так как появился хороший повод, чтобы взвинтить цены. Обращаю внимание, что ничего еще не закрыли. Наши санкции вступают в силу с января 2016 года. Если цены где-то растут, то это результат ценового сговора», — заявил Медведев, призвав местные власти и правоохранительные органы жестко наказывать спекулянтов. При этом Медведев уточнил, что экономические меры стали альтернативой войне.

«Санкции против Турции — это защитная реакция нашего государства. Раньше в подобных случаях начиналась война, потому что это прямое нападение на иностранное государство. В сегодняшней ситуации война — это худшее, что может случиться. Поэтому было принято решение не отвечать на то, что сделали турки, сбив наш самолет — мы на войну не пошли. Но они должны были понять, что им надо ответить за это», — заявил премьер

Еще одна острой темой беседы с журналистами стало обсуждение ситуации с протестами, которые организовала некоторая часть российских дальнобойщиков. Они недовольны системой «Платон», введенной для оплаты проезда грузовиков по федеральным трассам, чтобы финансировать ремонт дорог. Дмитрий Медведев считает, что такая мера в целом была оправданной, но ее экономические и технологические аспекты нужно было проанализировать дополнительно.

«У нас приблизительно в год на дороги тратится триллион. Все равно надо больше. Потому что наша страна огромная. Кто платит эти деньги? В абсолютном большинстве случаев это частные автовладельцы. Водители легкового автотранспорта. А вот те, кто реально воздействует на дорогу, — водители крупных грузовиков — не платят практически ничего. Во всех государствах такие водители участвуют в подобных расходах», — заявил российский премьер. По его мнению, нужно привыкнуть платить за грузовые перевозки. «В конечном итоге сами перевозчики от этого не страдают — все включается в цену товара», — подчеркнул российский премьер. Кроме того, он отметил, что подавляющее большинство перевозчиков зарегистрировалось в системе.

В заключение своего разговора с журналистами Дмитрий Медведев выразил уверенность в том, что правительство успешно справится со всеми задачами, поставленными перед ним, и поздравил россиян с грядущими новогодними праздниками. «Нет никаких сомнений в том, что мы преодолеем трудности», — уверен премьер-министр.

Нынешнее общение с тележурналистами в прямом эфире стало для Дмитрия Медведева восьмым. Впервые он использовал такой формат встречи 24 декабря 2008 года, когда занимал пост президента России.

Игорь Шатров, политолог, заместитель директора Национального института развития современной идеологии:   

«В первую очередь, я обратил внимание на оптимизм премьер-министра. Несмотря на сложную экономическую ситуацию, глава правительства уверен, что власть правильно оценивает риски, которые существуют. Внешняя экономическая и политическая конъюнктура сильно влияют на наши внутренние дела. В то же время мне показалось, что оценки Медведева имели некое пиаровское звучание. Понятно, что в непростой экономической ситуации накануне Нового года своим гражданам нужно говорить приятное, и поэтому я бы некоторые оценки разделил на два. 

Медведев вынужден был признать, что курс российской национальной валюты очень зависит от цены на нефть, и это, конечно, печально. Ведь мы уже много-много лет пытаемся создать экономику, не зависящую от цен на энергоносители. Меня расстроили попытки премьер-министра оправдать разросшийся чиновничий аппарат, излишние расходы на госаппарат тем, что это является обычной практикой для всех государств. Мне кажется, в данном случае наше правительство могло бы действовать более грамотно — предвидеть такие перспективы, а не реагировать на свершившиеся факты. 

Игорь Шатров: Мы уже много-много лет пытаемся создать экономику, не зависящую от цен на энергоносители.

Также хочу отметить, что Медведев излишне подчеркнул увязку внутренних экономических реалий с внешней политикой. Это свидетельствует о некоем романтическом взгляде. Есть ощущение, что правительство очень рассчитывает на то, что внешнеполитическая деятельность российского президента позволит решить внутренние проблемы. Той опоры на внутренние ресурсы, которую я почувствовал в Послании президента РФ Федеральному Собранию, в интервью главы правительства Медведева я не нашел. Владимир Путин в своем обращении говорил именно об этом, что мы должны вместе решать все проблемы, потому что у России большой внутренний потенциал, внутренний ресурс. Мне показалось, что зависимость от внешней конъюнктуры в интервью у премьер-министра прослеживается сильнее».