
Ситуация в российской экономике по-прежнему остается сложной. Это признают и эксперты, и руководители государства. Правительство в 2016 год смотрит оптимистично. Глава Минфина Антон Силуанов считает, что банковский сектор уже начал восстанавливаться после затяжного падения, а значит, скоро сможет вернуться к нормальным объемам кредитования. Это, в свою очередь, подтолкнет к развитию бизнес и производство.
Минэкономразвития разделяет точку зрения Минфина. По его оценкам, рост экономики России будет равен 0,7% ВВП.
Согласно утвержденному в декабре бюджету на 2016-й год, инфляция в стране не должна превысить 6,4%. Прогнозируемая цена на нефть составила 50 долларов за баррель. Дефицит бюджета не должен превысить 3% ВВП.
Владимир Уколов, экономист, профессор Института МИРБИС:
«Сейчас обстановка совсем не такая, как была год назад. Рейтинг главы государства стабильно растет, и это вызывает некое доверие к тем экономическим программам, которые приняты и одобрены и правительством, и администрацией президента.
В прошлом году удалось сконцентрировать ресурсы на решении стратегических задач. Поэтому 2016-й год обещает быть хорошим с точки зрения экономической стабилизации в стране.
Конечно, нельзя не ожидать того, что немного подрастут цены, в том числе на продовольствие. Это связано с тем, что пока на единицу продукции приходится больше затрат, чем это было раньше, в стабильной ситуации.
Подрастет численность населения. Для этого созданы все условия, работает материнский капитал.
В то же время людям в регионах станет немножко сложнее, потому что рабочих мест в прошлом году не хватало, и в этом году их будет не больше.
Но наряду с этим запускаются новые производства, прежде всего в аграрном секторе, отчасти развивается промышленность. Неплохие успехи будут достигнуты и с точки зрения внешних экономических результатов. Потому что те заделы, которые были сделаны в странах БРИКС, начинают работать. И в этом году результаты будут более высокими.
В целом, мне кажется, что в стране будет все стабильно. Экономический рост будет небольшой, но планомерный».
Михаил Беляев, главный экономист Института фондового рынка и управления:
«Надо сказать, что есть взгляд ученых на экономическую ситуацию и есть взгляд народа. К сожалению, опросы россиян показывают, что в среднем 80% наших граждан оценивают перспективы на этот год как неудовлетворительные. И только 20% полагают, что мы имеем шанс выйти из близкого к кризисному состояния. Особенно негативные оценки дают люди в регионах. Оценка экспертов-экономистов немного другая, хотя и не диаметрально противоположная.
Я считаю, что мы сейчас находимся в депрессивном состоянии. Но это не означает кризиса или глобального падения. Это та платформа, с которой можно начинать двигаться вверх в смысле темпов роста. И признаки роста у нас есть. Они абсолютно безусловно наблюдаются в аграрном секторе — этого отрицать не будет никто. Работает программа импортозамещения: есть отрасли, по которым мы вышли на достаточно приличные показатели — самообеспечили себя и даже на импорт чуть-чуть осталось. Это птицеводство, свиноводство и особенно производство зерна.
В военно-промышленном комплексе у нас тоже все достаточно благополучно. Производится и продается вооружение. Частично это достигается за счет низкого курса рубля. Из-за этого наше оружие становится дешевле и конкурентоспособнее на мировом рынке. Тем не менее, оружие обладает вот каким свойством: как бы дешево оно ни стоило, если оно плохое, его никто не купит. А мы видим заметные успехи в ВПК — производство растет, и это дает очень мощный импульс для развития всей остальной экономики. Естественно, это происходит не за одну ночь, это требует некоторого времени, но позитивные сдвиги мы видим. Я не противник того, что в бюджете заложены достаточно большие средства на развитие Военно-промышленного комплекса. Это не милитаризация экономики, это импульс для развития.
Ну и, конечно, политический фактор. Мы видим, какая вокруг нас обстановка, и мы просто обязаны производить достаточно оружия и быть самообеспеченными и самозащищенными. Нам диктуют это внешние силы.
Все дальнейшие наши возможности реализации, которые можно воплотить в жизнь в этом году, зависят от конкретных действий правительства. Пока, к сожалению, трудно говорить о том, что мы сможем реализовать заложенный потенциал. Причиной этого является монетарный блок правительства и Центральный банк, который держит ключевую ставку на уровне 11%, поставив себе ложную цель — борьбу с инфляцией, — и таким образом ставит экономику в крайне тяжелое условие.
И, конечно, не на позитив могут играть пониженные цены на нефть. Но я бы на них особенно много внимания не обращал. С одной стороны, мы получаем меньше прямых доходов от экспорта нефти для пополнения бюджета и сбалансированности торгового баланса. Но эти же низкие цены на энергоносители дают возможность с меньшими издержками развивать собственную промышленность.
Либеральные монетаристы считают, что мы из-за низких цен на нефть недополучаем живых денег, и, таким образом, не можем их вкладывать в экономику. А я думаю, что мы получаем условия, когда мы можем развивать собственную промышленность с меньшими издержками».
