Владимир Путин сегодня встречается с Реджепом Эрдоганом. Главы государств впервые проведут переговоры после кризиса в отношениях двух стран. В ноябре 2015 года турецкие ВВС сбили в небе над Сирией российский бомбардировщик Су-24.
Встреча двух президентов пройдет в Санкт-Петербурге.
В конце июня руководитель Турецкой Республики прислал российскому лидеру официальное письмо, в котором извинился за сбитый российский самолет и выразил слова сочувствия и соболезнования в связи с гибелью летчика Олега Пешкова. Владимир Путин ранее называл три условия нормализации двусторонних отношений: извинение, наказание виновных и компенсация.
По словам помощника президента РФ Юрия Ушакова, визит Реджепа Эрдогана в Санкт-Петербург, несмотря на сложную политическую обстановку в Турции, свидетельствует о заинтересованности Анкары в восстановлении многопланового сотрудничества с Москвой.
Турецкий президент считает, что предстоящие переговоры с Владимиром Путиным «откроют новую страницу в отношениях двух стран».
«Это будет исторический визит, новое начало. На переговорах с моим другом Владимиром, я верю, будет открыта новая страница в двусторонних отношениях. Нашим странам предстоит многое сделать вместе», — заявил Эрдоган в интервью журналисту Михаилу Гусману.
Борис Межуев, политолог, журналист:
«Встреча Путина и Эрдогана будет значительным событием, мы все будем за ним наблюдать с большим интересом. От переговоров российского и турецкого президентов стоит ждать возобновления сотрудничества по целому ряду направлений, в том числе по вопросу туризма. Конечно, будет обсуждаться тема Сирии, видимо, готовность Москвы и Анкары как-то координировать свои действия. Вероятно, будут какие-то политические оценки, в том числе ситуации в Сирии и в общем ситуации на Ближнем Востоке. Но вопрос заключается в том, насколько далеко пойдет Реджеп Эрдоган в своем стремлении опереться на Россию и насколько далеко и значительно будет его отталкивание от США, в первую очередь. Судя по всему, турецкий лидер абсолютно уверен, что США причастны к попытке переворота в стране. Думаю, будет обсуждаться и экономическое сотрудничество. Наверняка зайдет речь о “Турецком потоке”, но пока трудно сказать, насколько реальными будут надежды на его немедленное строительство. Наверное, прозвучит и некая инициатива по обустройству Ближнего Востока. Во всяком случае, при понимании негативной роли некоторых внешних сил, которые турецкий президент в недавних заявлениях обозначил как помогающие терроризму.
Борис Межуев: Эрдоган уверен, что США причастны к попытке переворота в стране
Анкара уже повернулась к Москве. Но вопрос, насколько вообще Россия будет готова, чтобы это произошло. Я не уверен, что РФ так уж заинтересована, чтобы Турция вышла из НАТО и тем самым спровоцировала Вашингтон на какие-то нелинейные действия в отношении Анкары, включая вооружение курдов и так далее. Все что угодно может быть, потому что США, конечно, не пропустят такого удара просто так. Возможно, мы более заинтересованы в том, чтобы Турция сохраняла некоторую дистанцию между нами и Западом, не была стопроцентно нашим союзником. Поэтому я думаю, что будут умеренные оценки, вряд ли последуют радикальные шаги — в радикализме сейчас никто не заинтересован. Но то, что движение в сторону России будет обозначено — совершенно точно».
Павел Святенков, политолог:
«Политика Эрдогана — это политика юлы. Он очень быстро крутится и поворачивается сразу во всех направлениях, стремясь одновременно шантажировать и дружить не только с Россией, но и с Европой, и с Соединенными Штатами, и со странами Ближнего Востока. В результате репутация турецкого президента испорчена среди всех.
Скорее всего, сегодняшний разговор пройдет в дружественной обстановке, и отношения России и Турции улучшатся. А почему бы им и не улучшиться, по здравому размышлению? Но если учесть характер и темперамент Эрдогана, понятно, что Россия будет относиться к сотрудничеству с Турцией с настороженностью. Как показала недавняя практика, от турецкого лидера можно внезапно получить нож в спину, условно говоря, через неделю после того, как он объявлял, что вы его лучший друг. Наш самолет, как известно, был сбит примерно через несколько недель после того, как Эрдоган приезжал в Москву на открытие Соборной мечети.
Поэтому, скорее всего, сегодня отношения России и Турции улучшатся, и Анкара повернется к Москве. Но надолго ли это произойдет — большой вопрос».