02 сентября 2016 - 14:49

Взаимоотношения России и Узбекистана не столь простые, как может показаться на первый взгляд. Нет в них искренней дружбы, как у Москвы и Минска, но нет и господствующей тотальной русофобии, как в странах Балтии. Официальный Ташкент старается не портить отношения с Россией, но при этом активно развивает сотрудничество с США и НАТО. Едва ли тут можно говорить о формальном соблюдении международного баланса. Скорее — это реалии Центральной Азии.

В самом Узбекистане любят обозначать свою внешнюю политику как «многовекторную». Это вовсе не их изобретение. Позаимствовали у Казахстана. Именно в Астане в свое время так назвали стремление к диалогу с зачастую взаимоисключающими партнерами по переговорам. И можно сказать, что преуспели в этом. Узбекистан не хочет отставать.

За последние пять лет сумма российских инвестиций в узбекскую экономику превысила 6 миллиардов долларов. Сумма немаленькая. Казалось бы, стоит ценить поддержку Москвы. Но периодически в Узбекистане начинаются разговоры о том, что Россия обязана вернуть сокровища Кокандского и Хивинского ханств, которые хранятся в Алмазном фонде. И хотя официально Ташкент свои претензии на редкие рукописи и золотые изделия давно уже отозвал, на тональности заявлений некоторых общественных деятелей это никак не сказывается.

Узбекистан, в отличие от Казахстана, Киргизии и Таджикистана, не входит в Евразийский экономический союз и Организацию Договора о коллективной безопасности. Ислам Каримов, выступая в парламенте, подчеркнул, что его республика принципиально не войдет в объединения наподобие бывшего СССР. Но при этом Ташкент и не позволит размещать на своей территории военные базы Североатлантического альянса.

В той же парадигме находятся и последовавшие в предыдущие годы некоторые изменения контуров внешней политики Узбекистана. Сказались события на Украине. В республике критиковали возвращение Крыма в состав России. Но, опять же, делали это не в резкой форме. С реакцией восточноевропейских стран несравнимо. В Ташкенте понимают, что Москва была, есть и будет главным торговым партнером, и лишаться многих преференций, разумеется, не хотят.

Стремление быть самостоятельным понятно. Вот только практика международной политики показывает, что это возможно лишь на очень коротком историческом этапе. Рано или поздно приходится примыкать к одному из существующих блоков. В Узбекистане это, конечно же, понимают и стараются максимально оттянуть неприятный для себя момент. Пока Ташкент устраивает баланс интересов с Москвой, и он стремится его сохранить.

Ислам Каримов возглавлял республику 27 лет. Изменится ли с его уходом внешняя политика Узбекистана — открытый вопрос. Госдепартамент США, безусловно, попытается внести очередные изменения в расстановку сил в регионе. Средств, как обычно, жалеть не будут. Но с большой долей вероятности можно предсказать, что в краткосрочной перспективе ключевые векторы Ташкента останутся прежними. Скажутся политические реалии Центральной Азии и местная традиция.

 

Армен Гаспарян