В воскресенье, 18 сентября, закончилась эра российской оппозиции. Дело даже не в том сокрушительном поражении, которое потерпели «Яблоко», ПАРНАС и иные добросовестные исполнители указаний западных демократий. Как раз это ожидалось — и ровно в том объеме, в каком, собственно, и произошло. Окончанием эры можно считать абсолютную растерянность оппозиции. Вспомните их реакцию в первые часы.
Брошенные с обидой слова, что их избиратель не пришел на выборы. Полные разочарования заявления, что всему виной очередная неудачная попытка договориться друг с другом. Все это говорилось с полностью отсутствующим видом и потухшим взором. Не было привычных криков про фальсификацию. Не прозвучало призывов на очередной марш «Мы здесь власть». Звенящая тишина констатировала смерть больного.
Давайте говорить объективно: иного им не стоило ждать. Зубов с его «Гитлер — ангел русской истории», Мальцев с революцией и дудкой на дебатах, Гудков с органической неспособностью к какой-либо системной работе, звезда фильма для взрослых Касьянов. Эти люди совместными усилиями настолько осквернили само понятие «оппозиция», что я не берусь судить, сколько потребуется лет для реабилитации в общественном сознании важного института гражданского общества.
Из двух возможных нарративов: «конструктив» и «ликвидация», они не просто выбрали второй, но и успешно выполнили пятилетку в четыре года, превратив в руины легендарную вершину диалектики Гегеля: «Все действительное разумно». Потому что их действия можно объяснить чем угодно, кроме применения человеческой мысли. И самое страшное то, что они этого так и не поняли.
Еще не успели в ЦИКе обработать все бюллетени, как эти удивительные люди заявили: «Впереди выборы 2018 года». Мысль невероятно ценная. С рейтингом в виде статистической погрешности только и нужно, что участвовать в президентской компании. Впрочем, дело вовсе не в электоральных симпатиях. Их в принципе можно накопить. Но вот отсутствие национально ориентированной политической идеологии само по себе сведет любые усилия в область между нулем и ничем.
Я не понимаю и, вероятно, никогда не пойму, на что рассчитывают люди, у которых Курилы — Япония, Крым — Украина, а население должно круглосуточно платить и каяться. Но хуже всего, что они и сами этого не понимают. Будь иначе — хотя бы цели закамуфлировали под красивый предвыборный слоган в надежде обмануть наивных или не заставших лихолетья 90-ых. Но нет же, атакуют лоб в лоб как при Ватерлоо. А потом при закономерном разгроме уподобляются герою Зощенко: «Какой паскудный у вас жених попался. Мы так славно расторговались, а он все недоволен — кричит, как сова».
Но часы пробили полночь, и карета превратилась в тыкву. Сколько бы теперь ни убеждали себя любимых в перспективной поддержке народа, та самая прострация вечера 18 сентября будет напоминать им о себе лучше очередных замеров общественного мнения с малозаметной графой «Прочие политики».