Парламент Турции ратифицировал межправительственное соглашение с Россией о строительстве газопровода «Турецкий поток». Закон поддержали 210 депутатов, семь выступили против и шесть воздержались, сообщает газета Milliyet. В ближайшее время этот документ должен подписать Реджеп Тайип Эрдоган, после чего закон вступит в силу.
Ранее турецкий министр энергетики и природных ресурсов Берат Албайрак заявил, что к работам по прокладке газопровода «Турецкий поток» строители приступят в начале 2017 года. Этот проект в Анкаре считают важным для энергетической политики страны.
10 октября министры энергетики России и Турции в присутствии президентов обеих стран подписали межправительственное соглашение о строительстве двух ниток магистрального газопровода по дну Черного моря.
По словам Владимира Путина, Москва и Анкара движутся «в направлении реализации планов президента Турции о создании в этой стране крупного энергетического хаба».
Сухопутным участком «Турецкого потока» будет владеть турецкая компания, а морским — компания из России, ранее сообщал министр энергетики РФ Александр Новак.
Глава «Газпрома» Алексей Миллер отмечал, что мощность каждой из двух ниток газопровода составит 15,75 млрд кубометров в год. Первая предусматривает поставки газа в Турцию, вторая — транспортировку топлива в Европу. Работы планируется завершить в декабре 2019 года. Общая стоимость проекта оценивается более чем в 11 миллиардов евро.
Совместная работа России и Турции по «Турецкому потоку» была возобновлена после переговоров Владимира Путина и Реджепа Тайипа Эрдогана в Санкт-Петербурге в августе.
Юрий Мавашев, востоковед-тюрколог, руководитель политического направления Центра изучения современной Турции:
«Нормализация отношений России и Турции наблюдается с июня, после принесения Анкарой официальных извинений за инцидент с российским самолетом. "Турецкий поток" вновь вернулся в двустороннюю повестку дня. Однако нужно понимать, что переоценивать этот проект в позитивном тренде, который наметился сегодня между Москвой и Анкарой, не стоит. Потому что практика показала — в российско-турецких отношениях первую скрипку играет политика.
Юрий Мавашев о ратификации «Турецкого потока»: В отношениях Москвы и Анкары первую скрипку играет политика
Иными словами, если избегать решения политических вопросов и не уделять им достаточного внимания, то даже такие серьезные и крупные проекты, как строительство магистрального газопровода, не смогут улучшить взаимодействие. Потому что сейчас, помимо даже сирийского вопроса, существует много разных острых углов между Россией и Турцией. Это и вопрос признания Крыма, и вопрос поддержки крымских татар, а вернее сказать, поддержки Турцией Меджлиса крымско-татарского народа (организация запрещена в России).
Актуальность "Турецкого потока" огромна, но политика всегда останется локомотивом. Мы помним, как в ноябре прошлого года из-за одного очень важного инцидента все экономические договоренности оказались под угрозой срыва и в один момент были нивелированы. Невозможно рассчитывать, что сама по себе реализация таких крупнейших проектов, как "Турецкий поток" и "Аккую" позволит избежать острых углов. Однако если стороны смогут выстраивать гармоничное сотрудничество, которое учитывало бы всю сложность стратегических факторов в среднесрочной и долгосрочной перспективе, то строительство газопроводов поспособствует выведению отношения на новый уровень.
Юрий Мавашев: Сама по себе ратификация «Турецкого потока» не сгладит противоречия между Москвой и Анкарой
Между Россией и Турцией действует так называемый ССВУ — Совет сотрудничества высшего уровня. У Турции такие институты двусторонних отношений существуют с теми странами, кого Анкара считает стратегическими партнерами. Тот позитивный тренд, который наметился, в том числе, и на сирийском направлении, очень важно не потерять и сохранить. В российско-турецких отношениях очень много переменных. Это касается и Саудовской Аравии, роль которой также очень велика в Сирии, и Турция прислушивается к ее мнению.
Сейчас есть впечатление, что, в отличие от ситуации годичной давности, развитие двусторонних отношений идет одновременно и в экономической сфере, и в военно-стратегической. Есть ощущение, что стороны стремятся не афишировать в СМИ очень многие договоренности, чтобы было поменьше различных политических спекуляций со стороны международных игроков. Россия и Турция предпочитают договориться кулуарно, за закрытыми дверями. В первую очередь это касается сирийского вопроса.
Недавняя встреча министров иностранных дел России и Турции в Аланье и грядущий визит в Москву турецкого премьера Йылдырыма, который состоится 6 декабря, — это события, призванные вывести отношения на новый уровень с точки зрения их гармонизации.
Существующие разногласия не приводят к кардинальному ухудшению отношений, стороны смогли осознать противоречия и приостановить сползание диалога. Это и есть показатель качественного позитивного изменения двусторонних отношений».