12 декабря 2016 - 15:01

Глобальный экономический кризис, войны в Сирии и на Украине, санкционное давление на Россию со стороны США и ЕС — факторы, вынуждающие российское руководство идти на смелые кадровые назначения, целью которых служит объединение различных политических сил под эгидой защиты суверенитета страны и сохранения стабильности на ее рубежах. Не случайно первый заместитель главы Администрации президента России Сергей Кириенко готовит структурные изменения в Управлении по внутренней политике (УВП): до конца декабря в УВП появится заместитель начальника, который будет курировать выборы в регионах. 

Отныне в управлении не будет заместителя, ответственного за региональную политику, которая переходит в ведение начальника УВП Андрея Ярина. Если верить открытым источникам, то «территории для контроля разделят по границам федеральных округов, которые будут объединены парами в четыре департамента: ЦФО + СЗФО, ЮФО + СКФО, УрФО + ПФО, СФО + ДФО». Численность сотрудников департамента будет составлять от четырех до шести человек, в зависимости от территории, а руководитель персонально будет курировать наиболее сложные регионы, уточняет агентство «Федерал Пресс».

Что дальше? Источник «Газеты.Ru» в Кремле утверждает, что в течение одного-двух месяцев для Владимира Путина будут подготовлены списки ранжирования губернаторов. «Всего будет три списка. В один попадут губернаторы, которых необходимо поменять. Во второй — тех, кого менять точно не надо. Третий — где ситуация под вопросом», — отметил собеседник издания, уточнив, что каждый губернатор будет оцениваться по двум критериям: экономическому положению и уровню доверия населения. 

Задача понятна. Власть готовится к президентской кампании 2018 года, для успешности которой нужен диалог центра с региональными элитами. Имея за плечами эффективный опыт в «Росатоме», объединяющем под своим руководством более 360 предприятий атомной промышленности, Кириенко приступает к ревизии действующих управленцев, чтобы затем выстроить систему, способную работать без сбоев. На прежней должности ему это удалось: в настоящее время «Росатом» — один из лидеров мировой атомной отрасли, на долю которого приходится до 40% глобального рынка услуг по обогащению урана и 17% рынка ядерного топлива. Теперь остается перенести бизнес-модель в плоскость российской внутренней политики. Скажем откровенно — задача не так проста, как кажется на первый взгляд.

Подготовка к выборам будет тщательной и начинается она уже сейчас. А это значит, что те губернаторы, мэры и муниципальные чиновники, которые утратят поддержку населения, должны быть заменены в самое ближайшее время. Иначе и быть не может, поскольку в противном случае рейтинг Владимира Путина станет заложником внутриэлитных противоречий. Причем как на региональном, так и федеральном уровнях. Кураторам предстоит разрешать самые запутанные ситуации. Но для начала следует просто внедриться в региональную «тусовку», которая далеко не всех готова принять. И здесь водораздел проходит по строгому принципу «свой — чужой». 

Кураторство в регионах имеет давнюю историю, которая уходит своими корнями во времена ЦК КПСС. В этом и есть основная загвоздка, поскольку ЦК КПСС контролировал не только властную иерархию на местах, но и промышленность СССР, чего нельзя сказать про нынешние российские политические партии. 

То есть даже «Единая Россия», будучи партией власти и располагая большинством в Госдуме, не в состоянии единолично определять повестку в регионах. Да такой цели и не ставится. Подход здесь нужен другой. Вячеслав Володин, занимая с 2011 по 2016 годы должность первого заместителя руководителя Администрации президента (АП), всячески укреплял институт кураторов, в регионах они получали должности вице-губернаторов по внутренней политике.

 За основу брался именно советский кадровый опыт, к которому апеллировал бывший глава АП Сергей Иванов: «Существовали определенные фильтры, ступени, через которые люди проходили. Не буду скрывать, за ними смотрели (в хорошем смысле слова) наставники, людей вели. Если те, за кем "смотрели" и (кого) "вели", доказывали свою успешность, их переводили на повышение в Москву. Эту практику надо возрождать — ничего зазорного в этом не вижу. Лучше все равно никто не придумал и не придумает».

Задачи, которые ставит перед собой Сергей Кириенко и его команда, выходят далеко за рамки президентской кампании 2018 года. Речь идет о долгосрочной стратегии государственного управления, которая позволила бы поддерживать равновесие системы за счет постоянной циркуляции кадров из регионов в центр и наоборот. Назначение Ярина главой УВП — первый шаг на пути к ее реализации, поскольку он на разных этапах своей карьеры трудился во Владимирской области, в Чечне, Рязанской области и Кабардино-Балкарии, работал на руководящих должностях в аппаратах полпредов по Южному федеральному округу и Центральному федеральному округу. Это технологический подход, который позволяет сформировать вокруг главы государства широкий консенсус с участием региональных и федеральных элит. И он вполне жизнеспособен в масштабах страны.

 

Директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН,

д. полит. н., член Изборского клуба

Георгий Филимонов