31 декабря 2016 - 12:37

Уходящий год был насыщенным с точки зрения внутриполитической повестки. Изменения, нацеленные на укрепление властной вертикали, коснулись главным образом губернаторов и руководителей национальных республик. Наводятся новые мосты между федеральными чиновниками и регионалами, в ведении которых находятся стратегические отрасли промышленности. Начало было положено еще в феврале 2016 года, когда президент России Владимир Путин принял отставку губернатора Тульской области Владимира Груздева, назначив на эту должность заместителя министра обороны РФ Алексея Дюмина. Пожелав Дюмину «завоевать симпатии людей», глава государства дал ему важное напутствие: «Как заместитель министра обороны вы курируете департамент строительства, жилищного обеспечения, имущественных отношений, экспертного управления, главное военно-медицинское управление. Это все то, что является чрезвычайно важным и в гражданской сфере». Схожие по значимости назначения имели место в Калининградской, Тверской, Ярославской, Кировской областях, Туве, Забайкальском крае, Коми, Карачаево-Черкесии, Севастополе, Северной Осетии и в других регионах страны.

Кремль назначает в регионы людей, располагающих федеральным опытом управления. А это значит, что президент Путин стремится расширить мировоззренческие горизонты региональной элиты, которая по своему характеру более замкнута и консервативна в смысле социальной мобильности. 

Обратимся к конкретным примерам: ВРИО губернатора Калининградской области Антон Алиханов, назначенный на этот пост в октябре 2016 года, ранее трудился в Минюсте РФ, был директором департамента государственного регулирования внешнеторговой деятельности Минпромторга, а также входил в консультативный совет по промышленности при коллегии Евразийской экономической комиссии; губернатор Тверской области Игорь Руденя до своего назначения в сентябре 2016 года работал заместителем главы Минсельхоза и руководил департаментом агропромышленного комплекса Правительства РФ;  ВРИО губернатора Севастополя Дмитрий Овсянников до своего назначения в июле 2016 года был заместителем министра промышленности и торговли РФ;  ВРИО губернатора Кировской области Игорь Васильев ранее - руководитель Росреестра, бывший аудитор Счетной палаты РФ и член Совета Федерации от Республики Коми; глава Республики Коми Сергей Гапликов, вступивший в должность в сентябре 2016 года, ранее работал на руководящих должностях в Минэкономразвития РФ, возглавлял правительство Чувашии, был заместителем руководителя Аппарата Правительства РФ и председателем госкорпорации «Олимпстрой»; ВРИО губернатора Ярославской области Дмитрий Миронов до своего назначения в июле 2016 года руководил Главным управлением МВД РФ, а также проработал на должности замглавы МВД РФ.

Кадровая стратегия Путина рассчитана, как минимум, до 2018 года. Ведь к тому времени новые назначенцы сумеют расширить свой опыт, сформировав опорные точки на местах. Впрочем, изменения коснулись не только регионов, но и высшее руководство страны. В августе с.г. Владимир Путин отправил в отставку главу кремлевской Администрации Сергея Иванова, назначив на его место Антона Вайно. Речь не идёт о кадровой революции. Напротив, глава государства сохраняет принцип преемственности, одновременно омолаживая свою команду, что является требованием времени, а не просто личной мотивацией. Как отмечает журнал «Профиль», предполагается полная замена всех губернаторов возрастной группы 60+, особенно тех, кто достиг предельного возраста нахождения на госслужбе – 65 лет. «На данный момент в «возрастную группу» попадает 30 губернаторов, треть от общего числа. Костяк регионального корпуса составляют люди в возрасте от 50–59 лет (31 чел.). 21 чел. – руководители в возрасте от 40–49 лет, 2 чел. – от 70 до 79 лет, 3 чел. – от 30 до 39 лет», - уточняет издание. С одной стороны, мы наблюдаем смену поколений, а с другой — курс президента Путина на обновление всей системы, начиная от Администрации, и заканчивая Государственной думой и губернаторским корпусом.

Россия стоит на пороге масштабных кадровых преобразований. Поэтому Кремль укрепляет и Администрацию, которая управляет регионами в ежедневном режиме, и Госдуму, которая в свою очередь будет обеспечивать законодательную основу предстоящих реформ. Отсюда и проистекает смысл октябрьских назначений Сергея Кириенко на должность первого заместителя главы АП и Вячеслава Володина председателем ГД РФ, которые были осуществлены президентом практически день в день. Работы в предстоящие два года будет много. 

Кириенко начал с самого важного вопроса — обучения кураторов региональной политики современным интернет-технологиям, которое прошло (с 21 по 24 декабря) под его непосредственным руководством в Корпоративном университете Сбербанка. Разумеется, наряду с образовательными навыками, новый замглавы АП занимался построением команды (team building). «Нам очень понравилось, что Кириенко сам выступал в качестве эксперта, был доступен для любых вопросов и провел с нами весь день. К нему можно было подойти даже в столовой, в которой он сидел вместе с нами, как и его новая команда — Андрей Ярин (начальник управления внутренней политики АП) и Александр Харичев (новый куратор выборов). Если он хотел стать для нас своим парнем, то ему это удалось», — рассказал один из собеседников «Газеты.ru». Вице-губернаторы прошли тренинги под названием «Основные вызовы и их влияние на организацию работы внутриполитического блока», «Современные технологии социальных коммуникаций: основные тренды и практики», «Повышение вовлеченности и эффективности взаимодействия власти и общества» и «Новые подходы к изучению общественного мнения», а также обучались основам социально-экономических, межнациональных и межрелигиозных отношений. 

Необходимость тесной координации федерального центра и регионов не заставила себя долго ждать. Спустя несколько дней после семинара АП в Подмосковье на XXIV заседании Госсовета Татарстана президент республики Рустам Минниханов выступил с жесткой критикой в адрес Москвы. «На следующий год опять идет увеличение НДПИ, «плюс» - 1% прибыли мы отдаем (в федеральный бюджет для дотаций экономически слабым регионам). В одностороннем порядке принимается решение на федеральном уровне. Никаких согласований! Плюс еще есть попытка изменить соотношение по софинансированию: те, кто хорошо работает, вообще не должны получать федеральных субсидий. Это вообще глупости! Куда страна идет? Мы же федеративное государство! Как это мы не можем участвовать в федеральных программах? Это непродуманное решение. Мы свое мнение по этому поводу говорим. Я обращаюсь и к депутатам Государственной Думы, Совета Федерации. Ну, так же нельзя! Мы понимаем, что мы должны поддерживать и регионы-реципиенты, но не за счет того, чтобы изымать и ухудшать ситуацию. На следующий год, к этому году, мы имеем минус 8 миллиардов. То есть весь заработок за следующий год, если мы будем хорошо работать, уйдет на покрытие того, что у нас изъяли, а не на улучшение жизни. А у нас же тоже люди живут и работают, мы же создаем добавленную стоимость, мы платим налоги, строим новые предприятия, создаем рабочие места!», - заявил глава региона. Таким образом команда С. Кириенко сталкивается с признаками нарождающегося феодализма, который в условиях социально-экономического кризиса может распространиться и на другие регионы России. 

В наступающем 2017 года у нового руководства Администрации президента будет немало забот, которые при отсутствии своевременного надзора могут перерасти в конфронтацию между региональной и федеральной элитами. Тем не менее уверенность вселяет тот факт, что Кириенко и его команда располагают обширным опытом в разрешении подобного рода конфликтов. Это позволит выработать политический компромисс и выиграть время для долгосрочного кадрового обновления госаппарата, начатого президентом Путиным в 2015 — 2016 годах.

Георгий Филимонов, 

директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН,

д.полит.н.